Папки-передвижки

Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения

Яна Забалуева
Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения

Мои занятия посещают дети с нарушениями зрения в возрасте от 4-7 лет

Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме.

В число этих учащихся входят дети, имеющие нарушения устной и письменной речи.

Вся работа, согласованность действий, позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной и школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Публикация «Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах

В своей коррекционно-развивающей работе с детьми я использую нетрадиционные методы и приёмы терапии, которые на фоне комплексной логопедической помощи являются эффективными средствами коррекции и помогают достичь максимальных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Эти методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов, помогают сделать занятия интереснее и разнообразнее и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия - и др). Но мне хочется остановиться на том, который, является наиболее результативным и эффективным: кинезиологические упражнения.

Целью моей консультации: познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями зрения и речи к школе.

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель, Клеопатра.

Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению).

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья.

Известно, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе необходимы оба полушария. Так например:

Слайд 7.

Правое полушарие

гуманитарное;

творческое;

отвечает за образное мышление;

отвечает за интуицию;

отвечает за координацию движений;

контролирует движения левой половины тела;

пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга

отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;

отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;

отвечает за логически-аналитическое мышление;

отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ;

отвечает за планирование.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

В результате Нарушаются :

пространственная ориентация,

адекватное эмоциональное реагирование,

координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Кинезиологические упражнения способствуют :

Развитию межполушарной специализации;

развитию межполушарного взаимодействия;

развитию межполушарных связей;

синхронизируют работу полушарий;

повышают стрессоустойчивость;

снижают утомляемость;

повышают способность к произвольному контролю;

улучшают мыслительную деятельность;

развивают мелкую и крупную моторику;

формируют пространственные представления;

развитие способностей;

способствуют улучшению памяти, внимания;

развитие мышления;

развитие речи;

устранение дислексии, дисграфии.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия.

Условия:

Занятия проводятся утром.

Занятия проводятся ежедневно.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Методы и приё мы:

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

• ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ способствуют расслаблению, снятию напряжения.

• САМОМАССАЖ. (Лица) направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.

Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.

Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Мастер-класс

ДЛЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ :

1. ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

«Восьмерка». Упражнение для оптимизации навыков письма.

Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза.

2. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

«Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок повторяет 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно.

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью. По очереди менять положение рук. Совмещать с движением языка влево, вправо. 8-10 повторений.

3. УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

«Ныряльщик» Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть - открыть нос и сделать выдох.

Игра «Автомобили».

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться в перед.

Как надо ездить покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

ДЛЯ СЕРЕДИНЫ ЗАНЯТИЯ :

Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши.

«Поглаживание – похлопывание»

Правой рукой поглаживаем себя по голове: «Молодец!», левой – постукиваем по животу: «Как я наелся!». Затем – смена рук (2-3 раза).

ДЛЯ КОНЦА ЗАНЯТИЯ :

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ

«Путешествие на облаке» Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. САМОМАССАЖ

«Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

Упражнение для развития памяти

Открывайся, третий глаз,

Научи скорее нас. массажируем точку на переносице

Лучше станет наша память.

Вы проверьте это сами. массажируем точки на висках

Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Творческих успехов!

Публикации по теме:

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Индивидуальная программа для работы с детьми с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы для детей с ОВЗ, имеющими эмоциональные нарушения Группа: подготовительная.

Использование игровой технологии на занятиях по ИЗО с дошкольниками, имеющими патологии зрения Доклад Тема: «Использование игровой технологии как средства создания ситуации успеха и комфортности на занятиях по ИЗО с дошкольниками,.

Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ Проблема эффективности коррекционной помощи детям с ОВЗ остаётся очень актуальной. Наука о развитии умственных способностей и достижении.

Использование ТСО и ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра специального.

Видео «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения произношения звука [Р]»Видео «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения произношения звука [Р]» Примерное планирование НОД - подготовительного этапа по постановке звука [ Р ]. 1. Формирование слухового внимания Игры: " Эхо", "Лови.

Особенности воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интелекте. У детей с нарушением.

Применение мотивационных наглядных пособий в работе с детьми, имеющими нарушения речи МКДОУ д\с №420 «Сибирячок» г. Новосибирск Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования.

Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения»Эссе «Специфика и методы моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения» В последние годы, когда возросло количество детей с речевыми нарушениями, я в своей практике начала искать и активно применять различные.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения
Опубликовано: 15 января 2019 в 13:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД