Лучший педагог года

Рекомендации родителям «Игры с детьми для развития мелкой моторики»

Пиховкина Татьяна
Рекомендации родителям «Игры с детьми для развития мелкой моторики»

Рекомендации родителям "Игры с детьми для развития мелкой моторики"

Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Публикация «Рекомендации родителям „Игры с детьми для развития мелкой моторики“» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики и диагностические показатели детей моей группы, решила провести углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и узкими специалистами детского сада.

Предполагаемый результат моей работы:

1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;

2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

2. Цель и задачи

Начиная работу по данной теме, я поставила перед собой следующую цель:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством игр и упражнений.

Для решения этой цели выделила следующие задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность рук детей;

2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы

3. Программно-методическое обеспечение

Для успешного решения поставленных задач я подобрала и изучила методическую литературу по этой теме:

Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;

Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;

Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»;

Кислинская Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры - потешки для детей от 1 года до 4 лет»;

Косинова Е. М. «Гимнастика для пальчиков»;

Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста 1 – 3 года»;

Интернет-ресурсы

Данная литература помогла мне:

- разработать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию мелкой моторики (приложение 2.docx) ;

- систематизировать игры;

- дополнить предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, пособиями, схемами, иллюстрациями, картинками, демонстрационным материалом;

- оформить картотеку пальчиковых игр и упражнений.

4. Предметно-развивающая среда

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Поэтому постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдала за их действиями, при необходимости оказывала помощь.

Определенную ценность представлял для меня центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулировали развитие ручной и пальцевой моторики, обогащали чувственный опыт, способствовали снятию эмоционально - негативных реакций, создавали атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравились такие игры как : «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши».

В группе имелось большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики. Были подобраны игры для совершенствования тонких движений пальцев и кистей рук с использованием темпо-метро-ритмики (Приложение 3, пальчиковые гимнастики, дидактические игры «Шагаем пальчиками» (Приложение 4, различные игры и упражнения для развития мелкой моторики (Приложение 5). Большое удовольствие детям доставляли игры с прищепками (Приложение 5).

Весь наглядный материал и дидактические пособия, имеющиеся в нашей группе, имели привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляли детям радость, вызывали желание играть ими, способствовали накоплению сенсорных отношений.

5. Организация работы с детьми в разных видах деятельности.

5.1. Организованная образовательная деятельность

Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики проводили в течение всего дня в разных видах деятельности.

В процессе разучивания потешек, стишков в таких играх формировалось правильное звукопроизношение. У детей развивалось пространственное мышление, фантазия, память, внимание. В зоне изобразительной деятельности дети пользовались карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, учились обводить по трафарету, по контуру, штриховать овощи, фрукты. Использовали в работе нетрадиционные техники рисования (ладошками и пальцами). На прогулках рисовали на снегу, на песке.

Работа с тестом, пластилином так же развивала мелкую моторику рук. Пальчики детей становились более ловкими, гибкими. Вместе с детьми с соленого теста лепили сушки, печенье, конфеты.

С большим удовольствием дети занимались в физкультурной зоне, где имелось разнообразное оборудование: ребристые доски, дорожки-массажеры, мячи-ежики, дорожка из пуговиц, мешочки с крупой, цветные пробки. Упражнения с данным инвентарем полезны были не только для стоп ног, но и для массажа рук и пальцев.

Игры с бумагой. Дети отрывали кусочки от цветной бумаги, а затем раскладывали их по заранее нарисованным контурам, получалось очень красивое, модное панно. Учились разрывать бумагу разной плотности: картон, салфетки. Сминали, а затем разглаживали ладонями и пальцами скомканный лист бумаги.

Игры с камешками. Предлагали детям потрогать и сравнить по цвету, по форме, выложить рисунок (солнышко, цветочек, дорожку для цыпленка)

Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты

В своей работе по данной теме, старалась использовать любую свободную минуту для проведения игр и упражнений по развитию мелкой моторики в разные режимные моменты: утром до завтрака, между организованной деятельностью, во время их, во время прогулок, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе.

Большую помощь пальчиковые игры оказали мне во время адаптации детей, когда малыши первые дни сильно плакали. Они успокаивались и получали удовольствие, когда я им рассказывала стихи и потешки, при этом массажировала пальчики и ладошки. Я видела, что эти игры способствовали развитию речи, вызывали смех и радость общения.

Наравне с пальчиковыми играми и упражнениями в свободное время в работу с детьми я стала включать пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку. Вначале, сказки я показывала сама, в последующем дети уже сами манипулировали куклами. Им очень нравилось рассказывать сказки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Три медведя».

Для самостоятельной деятельности детей, чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры я вносила – пирамидки разных видов, дощечки со стержнями и геометрическими фигурами. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрешками, увлекаясь их красочностью, выразительностью.

Больше всего на прогулке детям нравилось рисовать палочками на песке, собирать камешки, сухие веточки, прибирать за собой игрушки. Одновременно дети развивали мелкую моторику и учились трудиться.

Одно из любимых занятий детей в вечернее время, являлось пересыпание круп (перловка, греча) из одной посуды в другую, а так же рассыпание крупы на поднос (горох, боб, фасоль) и рисование (клубочек, мяч, дорожка, лесенку. Играя с крупой, трогая и пересыпая её, дети получали хороший массаж для кистей и пальцев рук.

Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком.

Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ

Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.

«Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.

«Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.

«Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.

Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.

РИСОВАНИЕ

Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.

Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает :

мышление;

фантазию;

чувство прекрасного;

творческие способности.

Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.

Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:

В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.

Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.

Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.

Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.

ЛЕПКА

Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:

«Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.

«Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.

«Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.

Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.

У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.

ИГРУШКИ

Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:

Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.

Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.

Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.

Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.

Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость

С целью выявления результативности проведенной мною работы, были повторно предложены детям тестовые задания, в ходе анализа которых, стало возможным определить степень успеха в использовании игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей 2 – 3 лет. Из таблицы видно, что на конец учебного года количество детей с высоким и средним уровнем увеличилось, а с низким уменьшилось.

100% детей научились уверенно сгибать и разгибать пальцы, движения рук стали более скоординированы, все дети смогли поднимать обе руки. 93% детей самостоятельно одевались без пуговиц и шнурков, 7% еще не научились. Уверенно держали карандаш и проводили штрихи 89% детей, а 11% затруднялись. Бросали мяч, держали уверенно ложку и самостоятельно кушали 93% детей, 7% допускали небольшие ошибки. 89% детей свободно манипулировали мелкими предметами, 11% немного затруднялись.

Сравнивая результаты начальной и итоговой диагностики, можно выявить положительные результаты в решении поставленных задач. Если на начальном этапе практически по всем критериям в среднем положительный результат составлял всего 23%, то к концу года он составил 89%.

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. Это говорит о том, что целенаправленная работа принесла желаемые результаты.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

Игры для развития мелкой моторики своими рукамиИгры для развития мелкой моторики своими руками Развитие мелкой моторике имеет очень большое значение для развития ребенка. Если ее хорошо развивать, то у ребенка будет развита логика,.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Ёжики – застёжки Цель: Развития навыка ручной умелости. Тренировка тонких движений пальцев и кистей рук. Формирование координации движений,.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Добрый день!Хочу поделиться самодельными играми на развитие мелкой моторики. Для изготовления необходимо:рисунок животного,коробка от.

Игры для развития мелкой моторики своими рукамиИгры для развития мелкой моторики своими руками "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев". В. А. Сухомлинский. От того как ловко малыш управляет своими пальчиками, зависят его будущие.

Игры для развития мелкой моторики в средней группеИгры для развития мелкой моторики в средней группе Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий.

Игры с цветными крышками для развития мелкой моторикиИгры с цветными крышками для развития мелкой моторики Игры с цветными крышками для развития мелкой моторики. Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возрастаИгры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Игры своими руками для развития мелкой моторики рукИгры своими руками для развития мелкой моторики рук Точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям «Игры с детьми для развития мелкой моторики»
Опубликовано: 6 июня 2023 в 21:20
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД