Наталья Березенко
Рекомендации тифлопедагога на ребенка (начало года)
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации тифлопедагога на ребенка (начало года)
Девочка
Диагноз: Сложный гиперметропический астигматизм OИ, сходящееся косоглазие OD, амблиопия средней степени OD, средней степени OS. (vis-0,1/0,4 в/о 0,2/0,4)
OD- правый глаз; 0,1 в очках 0,2
OS- левый глаз; 0,4 в очках 0,4
ОИ- оба глаза
Vis –визус, острота зрения; vis- OD/OS, в/о – в очках;
Гиперметропия (дальнозоркость) - рекомендована усиленная зрительная нагрузка, пособия и материалы более мелкого по размеру. Охранительный режим - нагрузка на зрение 12 минут при интенсивной зрительной работе и поменять вид деятельности.
Публикация «Рекомендации тифлопедагога на ребенка (начало года)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
При гиперметропии работа на близком расстоянии вызывает головную боль, быстрое утомление. Следить за ношением очков.
После зрительной (непрерывной) нагрузки - зрительная гимнастика на расслабление зрительных мышц.
Астигматизм - искаженное восприятие изображений.
Ребенку с астигматизмом трудно соединить линии на рисунках, элементы букв. Они часто роняют ручки и другие принадлежности, так как часто не видят границы стола. Рекомендуется применять упражнения на тренировку аккомодации (предъявление предметов для опознания на различном расстоянии).
Сходящее косоглазие – поражение зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Глаз косит в сторону носа.
При сходящем косоглазии рекомендуются упражнения : смотреть вверх и вдаль, рассматривание картин вести на подставках.
Амблиопия - понижение остроты зрения в связи с расстройством зрительного аппарата.
Прямая окклюзия - выключение из акта зрения ведущего, лучше видящего глаза. Вся нагрузка попадает на амблиопичный глаз (т. е тот который открытый).
Во время применения окклюзии ребенок испытывает серьезное неудобство и может быть агрессивен или плаксив, необходимо помочь ему сориентироваться ему в незнакомой ситуации, вновь обследовать знакомые помещения.
В процессе проведения окклюзии необходимо фиксировать амблиопичным глазом мелких предметов - раскладывание мелкой мозаики,сортировка разных мелких предметов, раскрашивание.
Игры и упражнения при прямой окклюзии (для амблиопичного глаза) :
- обнаружение различий в двух одинаковых картинках;
- раскрашивание мелких деталей рисунка;
- распутывание лабиринтов;
- нанизывание бус разного цвета;
- выкладывание из мозаики.
В период лечения методом прямой окклюзии детям при рисование и обводки следует использовать трафареты, контурные изображения, задание на рассматривание, так как на открытом глазе очень низкая острота зрения.
Средний дошкольный возраст в период окклюзии:
- Использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками - вкладышами.
- Нанизывание бус, шаров, плетение, шнуровка;
- Разрезные картинки, разрезное лото.
Эти игры заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания, активно влияют на развитие остроты зрения.
Предметы не должны быть менее 2 см. - т. к. нарушение зрения и развитие мелкой моторики рук- трудно работать с очень мелким материалом.
В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений.
Коррекционные упражнения для детей с амблиопией и косоглазием на формирование цветовых ощущений.
I. Упражнения для повышения остроты зрения (проводимые в плеоптический период лечения).
1. Обводка контуров через кальку с последующим закрашиванием цветными мелками, фломастерами, карандашами.
2. Обводка внешних и внутренних контуров и придания им цвета.
3. Цветная контурная обводка по точкам и штриховка обведенных рисунков в разных направлениях.
4. Цветная мозаика всех видов.
5. Яркие и красочные настольные дидактические игры.
6. Цветные лабиринты направленные на развитие прослеживающих функций глаза («Кто по какому телефону разговаривает», «Проследи путь рыбки», «Лоток с цветными шарами», «Прокати красный мяч в красные (синие) ворота»). Закрашивание рисунков гуашевыми красками методом тычка по контуру.
III. Сенсорное воспитание
1. Упражнения на развитие глазомера: «Построй дом», бабочки разных размеров и цветов, последовательное увеличение и уменьшение цветных фигур и предметов (пирамиды).
2. Упражнения на анализ сложной формы (разрезные картинки и кубики из 2 – 4 -12 частей). «Собери цветные квадраты из частей», «Колумбово яйцо».
3. Упражнения на соотношение цветных геометрических форм с предметом.
4. Упражнения на закрепление цветов спектра.
5. Упражнения на дифференциацию цветовых оттенков («Найди такой же»).
6. Рассматривание ярких и красочных предметов, картинок, иллюстраций ( выделение перспективы изображения: передний план, середина, задний план).
7. Упражнения на развитие микроориентировки по цветовым объектам (на листе бумаге, на доске, на фланелеграфе).
8. Упражнения на развитие внимания и зрительной памяти ( развитие оптического внимания: «Какой предмет лишний (по цвету?», «Какого цвета не хватает?» «Теплые - холодные цвета». «Найди перышко такого же оттенка» (от светлого к темному и наоборот).
9. Упражнения для глаз, способствующие повышению остроты зрения: настенные глазодвигательные цветные тренажё ры: «Проследи путь разноцветных шариков», «Проследи путь гусенички», «Цветные бабочки» и т. д.
10. Упражнения на шнурование и нанизывание цветных предметов.