Получи документы

Релаксация как средство профилактики психоэмоционального и мышечного напряжения у детей с ОВЗ

Каюмова Анна Михайловна
Релаксация как средство профилактики психоэмоционального и мышечного напряжения у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с ОВЗ обладают определенными особенностями:

Одна из них – тяжелые нарушения речи у детей. Любой ребенок, даже с самой невнятной речью, пытается общаться. Но, зачастую, он сталкивается с непониманием, в результате которого, ему приходится неоднократно повторять свое высказывание. Чаще всего, даже в этом случае он остается непонятым. В результате - ребенок начинает злиться, нервничать, психовать, и в конце совсем уходит от разговора. В данном случае он испытывает негативные переживания, отрицательные эмоции, что является непосредственной причиной психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ. Эмоциональное перенапряжение – это такое состояние организма, которое возникает от переизбытка эмоций и переживаний с ними связанных.

Публикация «Релаксация как средство профилактики психоэмоционального и мышечного напряжения у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Вторая особенность – нарушение тонуса у детей с ОВЗ. При гипотонусе мышцы вялые, рыхлые, слабые, ребенку очень сложно их активизировать, при гипертонусе все наоборот – мышцы постоянно находятся в скованном, напряженном, «зажатом» состоянии, расслабить ребенку их очень тяжело, а зачастую невозможно. В результате чего, организм ребенка постоянно испытывает перенапряжение.

Необходимо заметить, что постоянное (длительное) психоэмоциональное напряжение является причиной усиления мышечного тонуса (напряжения).

Любая эмоция, в том числе положительная, оказывает влияние на наш организм — происходит возбуждение, ответная реакция на раздражители, подключаются физиологические изменения (учащение пульса, тремор рук, повышенное потоотделение, повышение артериального давления, которые влияют на здоровье нервной системы.

Эмоции имеют свойства накапливаться и если не давать им выход, то психоэмоциональное напряжение перерастет в психическое заболевание.

По каким признакам можно понять, что ребенок испытывает психоэмоциональное напряжение? (капризы, дерется, кричит, сосет палец, повышенная тревожность, трудности засыпания, беспокойный сон, плаксивость, боязнь контактов, рассеянность, не внимательность).

Поэтому с детьми ОВЗ необходимо осуществлять профилактику психоэмоционального и мышечного напряжения. Одним из средств выступает релаксация.

Релаксация одна из здоровьесберегающих технологий, которая направленна на сохранение здоровья.

Релаксация - в физиологии - расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Релаксация (социологический словарь) - (ослабление) - процесс постепенного возвращения в состояние равновесия.

Релаксация (психологический) – полное или частичное мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация – это освобождение тела и психики от ненужного напряжения. Тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело.

В начале XX века психотерапевтом Эдмундом Джекобсоном был разработан особый метод прогрессивной релаксации, который основан на чередовании двух состояний – нервно-мышечного напряжения и расслабления. С точки зрения физиологии после напряжения мышц наступает стадия расслабления, поэтому упражнения, входящие в комплекс ориентированы на каждую отдельную группу мышц, благодаря этому достигается мышечная релаксация всего тела. Процесс расслабления мышц активирует в организме определенные состояния, которые способствуют снятию эмоционального и нервного напряжения и приносят успокоение.

Рассмотрим подробнее этапы обучения детей релаксации:

0 этап Подготовительный (сбор предварительной информации об особенностях ребенка с ОВЗ). Цель: определить, что ребенка с ОВЗ раздражает, возбуждает, а что его успокаивает, расслабляет.

Важные моменты, которые нужно учитывать в работе с детьми ОВЗ:

- Релаксация с использованием дыхания (дыхательных техник). Обратить внимание есть ли противопоказания у ребенка на дыхательные техники (может быть переизбыток кислорода, это не рекомендовано детям с эпилепсией, это может спровоцировать приступ).

- Применение специального оборудования в процессе релаксации: мячи – фитболы (например, ребенок садится сбоку от мяча, обнимает его левой или правой рукой и кладет на него голову. Такую позу следует зафиксировать на десять-пятнадцать секунд, игрушки-антистресс (поп-иты, мягкие игрушки с мелким наполнителем и т. п.). Здесь необходимо учитывать особенности ребенка с ОВЗ: реакция ребенка на оборудование игрушки, мячи (вызывает возбуждение, раздражение или помогает расслабится и успокоится). Поэтому необходимо с осторожностью использовать какое-либо оборудование с детьми ОВЗ, так как оно может наоборот его возбуждать, а не расслаблять.

- Реакция ребенка с ОВЗ на музыку, звуки, световые эффекты – это также может вызывать возбуждение у детей, а не расслабление.

- Установление контакта психолог-ребенок с ОВЗ (определите можно ли дотрагиваться до ребенка, позволяет ли он делать какие-то поглаживания, т. е. как ребенок относится к тактильному контакту и прикосновениям).

- Определение этапов релаксации, стратегии её проведения (посмотрите, может лучше будет сначала начать расслаблять ребенка эмоционально, а потом перейти уже на мышечную релаксацию и другие этапы).

1-й этап обучения детей релаксации – это «Мышечная релаксация по контрасту с напряжением».

Он основан на способности мышц расслабляться после сильного напряжения. Такая релаксация для детей дошкольного возраста доступна в самой простой игровой форме. Упражнения предусматривают попеременное напряжение различных групп мышц. При этом весьма эффективно достигается расслабление всего тела, что благотворно действует на организм.

На этом этапе вначале детям предлагается с силой сжать кулаки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем расслабиться и дать прочувствовать разницу. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Далее педагог объясняет и демонстрирует детям каждое упражнение направленное на мышечное расслабление по контрасту с напряжением. Сначала дети учатся расслаблять отдельные группы мышц: руки, плечи, лицо, живот, ноги.

Напряжение производится на вдохе, с задержкой и максимальным напряжением мышц в конечной точке движения на 2-3 секунды. Расслабление возникает при возвращении в исходное положение в фазе длинного медленного выдоха.

Упражнения «Руки»

Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)

Упражнения «Руки и плечи»

Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте ещё потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растёт. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

После того как дети поняли разницу между напряжением и расслаблением, научились расслаблять отдельные группы мышц, мы переходим к упражнениям направленным на расслабление всего организма и уже совершенствуем (учим) у детей умение расслаблять весь организм.

«Упражнение Снежная баба»

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Упражнение «Замедленное движение»

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку: Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье. И становится понятно – расслабление приятно!

2-й этап обучения детей релаксации «Мышечная релаксация по представлению».

На этом этапе педагог предлагает детям закрыть глаза и принять позу покоя. Педагог читает текст тихим, внятным, неторопливым голосом, дети представляют образы, расслабляются, можно также пройти вдоль детей и слегка их погладить. Выход из состояния релаксации должен быть постепенным. Поэтому детям необходимо напоминать, что раньше времени глаза не открывать.

Упражнение «Облака»

Цель: снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.

Описание: Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя. Прислушайтесь к вашему дыханию. Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть. Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. (Пауза - поглаживание детей.) Гладит. поглаживает. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

3-этап «Внушение мышечной и эмоциональной релаксации»

Введение текстов внушения, направленных на коррекцию улучшения общения, обучения, снятия тревоги, заторможенности, повышения уверенности в себе. Здесь расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Воспринимаемые речевые формулы или текстовые внушения в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в соответствующей ситуации, настраиваясь тем самым на правильное поведение.

Приведем пример текста внушения, направленного на укрепление уверенности в себе дошкольника.

Текст внушения: Представь, что сегодня ты как будто принял теплую, даже горячую ванну у себя дома. Вода струится по телу и все оно согревается от пяток до головы, от пяток до головы. Чувствуешь тепло от горячей ванны и еще от того, что рядом мама. Вспомни это состояние. Тебе спокойно и хорошо. И как тогда, ты сейчас уверен в себе, собран, внимателен. (Пауза молчания).

Ты улыбаешься. И эта улыбка будет продолжаться весь день. Делаем резкий глубокий вдох. Резкий выдох, глаза открываем, встаем, потянулись, сбросили руки свободно, еще раз потянулись, еще раз бросили руки.

При создании текстов внушения необходимо учитывать следующие моменты:

- использовать ощущения по типу естественных условий (езда на автомобиле, поездка в поезде, автобусе, слушание читающего книгу, принятие горячей ванны, мечтание, эти состояния усиливают состояние раслабления;

- отказаться от использования при внушении частицы «не»;

- текст должен быть составлен таким образом, чтобы ребенок не только увидел себя в диссоциированном состоянии (когда тело хранит опыт и действия, но и побывал в ассоциированном состоянии (как будто находится внутри события) во время внушения, которое должно сопровождаться положительными эмоциями.

- внушение будет более эффективно, если в тексте используются обороты речи, символы и образы, присущие ребенку;

- опираясь на личные ощущения ребенка используйте мягкую, ненавязчивую, косвенную манеру внушения.

Упражнение «Уборка»

Цель внушения: формирование навыков взаимопомощи в труде.

Ведущий. Мы закрываем глаза. и видим, как будто ты вместе с детьми выходишь на прогулку. Спускаешься по лестнице, считаешь ступеньки: один, два, три. десять, выходишь из здания детского сада и следуешь на свой участок. Слышишь голос воспитателя. Он говорит: «Дети, в начале прогулки мы немного потрудимся, уберем опавшие листья с участка, подметем веранду и дорожки». Мальчики берут грабли и сгребают в кучи опавшие листья, другие дети уносят листья на носилках на хозяйственный двор. Девочки подметают веранду, складывают в порядок игрушки, чисто выметают дорожки. Шумят листьями огромные деревья. Кругом очень тихо и шум листвы долетает отчетливо ясно. Ты видишь себя вместе с детьми. Делаешь то же самое, что делают дети, но стараешься никому не мешать. У тебя быстро получается, а вот друзья не закончили работать, поэтому тебе хочется им помочь. И что же ты делаешь? Да ты подходишь к ним и трудишься вместе с ними. Радостно чувствовать себя помощником. Радостно. Радостно! Потянулись, улыбнулись, глубоко вдохнули. На выдохе глаза открыли.

Необходимо также затронуть место релаксации в режиме Д/с:

Релаксационные игры, упражнения можно использовать в любой непосредственно образовательной деятельности с детьми, в различных ее областях – здоровье, познание, коммуникация, музыка, также в совместной деятельности в режимных моментах, в комплексе утренней гимнастики, как физкультминутка, после дневной прогулки, либо во время подготовки детей ко сну, а также как самостоятельную тренинговую систему.

В заключении хотелось бы сказать, что релаксация позволяет эффективно снижать уровень психоэмоционального (переживания, отрицательные и положительные эмоции) и мышечное (т. е. снять у детей напряжение с мышц тела, напряжения и как следствие здесь идет забота о здоровье детей как психическом (эмоциональном, так и физическом.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста»Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Игры на снижение психоэмоционального напряжения для дома и детского садаИгры на снижение психоэмоционального напряжения для дома и детского сада В настоящее время игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения непременно сопровождают процесс обучения, воспитания и развития.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения»Рекомендации для воспитателей «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения» Умение расслабиться-это замечательный способ снять напряжение и возбуждение,сконцентрировать внимание. Расслабиться возможно при помощи несложных.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

«Лягушонок». Снятие психоэмоционального напряжения на занятии по пластилинографии«Лягушонок». Снятие психоэмоционального напряжения на занятии по пластилинографии С утра у сонных дошколят всегда нет настроения, а воспитателям хотелось бы видеть улыбку на их лицах. И вот нашлось отличное решение такой.

Релаксация «Зимний сон»Релаксация «Зимний сон» Хочу поделиться с одним из всевозможных приемов работы с детьми- релаксацией. Ребята ложатся на ковер, закрывают глаза, учатся расслабляться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Релаксация как средство профилактики психоэмоционального и мышечного напряжения у детей с ОВЗ
Опубликовано: 19 октября 2022 в 05:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Релаксация как средство профилактики психоэмоционального и мышечного напряжения у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Каюмова Анна Михайловна (УИ 477224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД