Кайгорордова
Решение актуальных вопросов адаптации с помощью метода сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара -практикума
для родителей группы раннего возраста
Тема
"Решение актуальных вопросов адаптации детей раннего возраста с помощью метода сказкотерапии"
Дата проведения:
3 неделя сентября
Автор:
Кайгородова Алла Владимировна,
педагог – психолог
2021г.
Цель: гармонизация взаимоотношений ребенок–взрослый в период адаптации к детскому саду с помощью расширения представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям.
Публикация «Решение актуальных вопросов адаптации с помощью метода сказкотерапии» размещена в разделах
Задачи:
1. Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками (родителями, детьми, воспитателями)
3. Способствовать оптимизации детско – родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с помощью метода сказкотерапии (помогает найти выход из проблемной ситуации, сложности в взаимоотношениях с родителями, сверстниками во время адаптации).
Ход встречи:
Приветствие.
Здравствуйте! Я очень рада, что вы нашли время прийти на эту встречу, которую я проведу в форме практического семинара.
Мы, педагоги, считаем, что самым эффективным взаимодействие с родителями является интерактивное взаимодействие, когда мы находится в режиме беседы, диалога. Сегодняшняя наша встреча посвящена адаптации детей к детскому саду.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Принятие норм и правил групповой работы
• Право на собственное мнение
• Регламент высказывания
• Конфиденциальность
• Добровольность участия
• Высказывание по одному
• Правило «здесь и сейчас»
Игра “Давайте поздороваемся”
• - снятие напряжения, установление доброжелательной атмосферы (ходьба по комнате, здороваясь со всеми, кто встречается на пути.
Здороваться надо определё нным образом:
• - на хлопок – здороваться за руку и произносить любое приветствие;
• - на колокольчик – здороваться плечиком, произносить “добрый вечер”;
• - на звук бубна – молча здороваться спинками.
Итак, мы с Вами поздоровались и подвигались, приняли правила работы. Я хочу Вам рассказать притчу.
Притча про маленькую звездочку (смотри дем. материал)
Конечно, процесс адаптации у маленького ребенка чаще всего очень не прост, давайте рассмотрим, что же такое адаптация?
Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях».
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
А теперь обратимся к детям.
Степень адаптации/показатели
• Легкая
• Средняя
• Тяжелая
Чаще всего к 20-му дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит.
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему
Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет вообще противопоказано.
При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями, а так же игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
На время адаптации пораньше забирать из детского сада.
Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных и положительных тонах.
Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания
Признаки успешной адаптации малыша в д/с :
Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;
Хороший аппетит;
Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п. ;
Нормальное настроение, легко просыпается утром;
Желание идти в детский сад.
Практическое занятие №1
Мы рассмотрели с Вами важные аспекты адаптации, но у каждого она своя, и я предлагаю Вам первое практическое задание. Вам необходимо будет сосредоточиться на себе, своем ребенке и только описывая свою ситуацию написать, что такое Адаптация…
Адаптация - это
(Смотри дем. Материал)
Можно выделить примерно 5 мин на выполнение этого задания. Далее по желанию, родители рассказывают, что у них получилось и происходит обсуждение.
Практическое №2
Для выполнения этого практического задания родителям необходимо разделиться на две команды. Каждая команда получает заготовку с начатой сказкой. Задача каждой команды дописать сказку.
Затем каждая команда презентует свою сказку, рассказывает. Ведется обсуждение в группе.
Практическое №3
Присутствующим родителям предлагаются ситуации, написанные на листе.
Рассмотрение подготовленных часто встречающихся ситуаций. Родители так же в своих командах разбирают и придумывают положительные и продуктивные пути выхода из описанной ситуации.
Общее обсуждение.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае.
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.
в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
Можно условится, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. В выходные дни придерживаться
режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
Существуют разные способы успокоиться, это например те, которые всегда доступны человеку:
• юмор, улыбка, смех;
• размышления и воспоминания о приятном;
• движении на расслабление мышц; созерцание пейзажа;
• созерцание цветов, рассматривание фотографий и различных приятных вещей;
• мысленное или реальное купание в солнечных лучах;
• пребывание на свежем воздухе;
• комплименты, похвалы и т. д.
Подведение итогов работы. Рефлексия.
— Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?
— Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?
— Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной?
Родители сидя в кругу, высказываются по желанию.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили всегда:
Какая хорошая эта семья!