Папки-передвижки

Решение проблемы школьной неуспеваемости в коррекционных занятиях логопеда

Ирина Возовикова
Решение проблемы школьной неуспеваемости в коррекционных занятиях логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Школьная неуспеваемость, несформированность навыков письма, чтения, счёта, проблемное поведение начинаются не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве.

По мнению детских неврологов, нейропсихологов, существует взаимосвязь между успешным обучением школьников и уровнем их психического развития.

Слайд 2

Ирина Владимировна Дубровина (Доктор психологических наук, профессор) отмечала у 70% детей от числа поступающих в 1 класс

1) психологическая незрелость:

Публикация «Решение проблемы школьной неуспеваемости в коррекционных занятиях логопеда» размещена в разделах

Слабое речевое развитие, неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной работы. К 7 –ми годам у ребёнка должны быть развиты прежде всего функции правого полушария (пространственные представления, зрительное восприятие, копирование, чувство ритма, обоняние, осязание, вкус) и межполушарное взаимодействие для полноценного созревания левого полушария с функциями: речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, программирование, произвольность.

2) Ещё одна причина школьной неуспешности – неврологические нарушения у детей. Следствием могут быть: неспособность к формированию навыков чтения, письма или счёта; задержка речевого развития, нарушение артикуляции, рассеянное внимание, забывчивость, неусидчивость, ухудшение зрения и слуха. И как следствие, школьная неуспеваемость.

Тип школьных трудностей, возможные психологические причины:

- Невозможность формирования навыка чтения (Дислексия, -причина (межполушарное взаимодействие, затылочная область левого полушария, срединные отделы мозга)

- Медленный темп чтения без улучшения в течение года, причина - трудности концентрации внимания, недостаточная сформированность зрительного восприятия, звуко-буквенного анализа, артикуляции.

- Невозможность формирования навыка письма (Дисграфия) - (теменные области левого и правого полушарий)

- Специфические ошибки при письме:

пропуск букв, недописывание букв и слогов, замены согласных, близких по звучанию; не разделяет предложения точкой, слитное написание слов с предлогами.

- Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания, низкая работоспособность. Нарушение сенсорной функции речи (височная область левого полушария)

А по исследованиям Любови Семёновны Цветковой (Доктор психологических наук, специалист в области нейропсихологии. Заслуженный профессор МГУ.) около 85% детей воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического и коррекционно-педагогического профиля. В нашей школе – МБОУ «СОШ№40им. В. Токарева» с 1 сентября 1992 года на базе логопедического кабинета открыт логопункт по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся, в помощь решения проблемы школьной неуспеваемости. Школьный учитель-логопед занимается преимущественно с обучающимися начальных классов:

1. с первоклассниками по исправлению нарушений устной речи (произношения и дифференциации звуков, обогащения и уточнения словаря, развития и коррекции грамматического строя и связной речи) и предупреждению нарушений письменной речи,

2. с обучающимися 2х классов – по коррекции нарушений письменной речи,

3. с учениками 3-4х классов с ОНР по коррекции письма и чтения. Логопедические занятия в каждой группе проходят 3 раза в неделю за исключением каникул и включают в себя устную и письменную работу, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику.

Слайд 4

В работе использую методики коррекции нарушений речи мэтров логопедии :

Лалаева Р. И.

И. Н. Садовникова

В. В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»

Л. Н. Ефименкова

Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников»

В период с 1 сентября по 15 провожу диагностики: логопедическую - проверяю уровень сформированности разных сторон речи, с использованием нейропсихологических методов – углубленном уровне анализа, дающем возможность приблизиться к пониманию качественной специфики речевой недостаточности. Рабочую образовательную программу составляю по результатам мониторинга устной и письменной речи обучающихся. Занятия провожу в соответствии с КТП из Рабочей программы по логопедии на каждую подгруппу.

Слайд 5

В соответствии с нарушением речи, возрастом, психологическими особенностями объединяю детей в группы от 4 до 6 детей. Занятия начинаются с 15. сентября и проводятся до 15 мая 3 раза в неделю во внеучебное время. Каждое занятие длится 40 минут. Занятия носят комплексный характер, проходят по направлениям:

1. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и слуховой памяти на базе неречевых звуков, правильно произносимых звуков речи.

2. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика совершенствование мелкой моторики.

3. Уточнение правильной артикуляции звуков и отработка их в речи.

4. Формирование навыков различения оппозиционных звуков в слогах, словах, предложениях.

5. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

6. Закрепление навыков полноценного письма.

7. Уточнение, расширение и активация словарного запаса, обучение способам словообразования.

8. Развитие грамматического строя.

9. Развитие связной речи.

10. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

В занятия включаю физпаузы и физминутки, упражнения для формирования пространственно– временных представлений.

Слайд 6 Свою работу по коррекции речи строю на специальных принципах:

• Принцип системности.

• Принцип максимальной опоры на различные анализаторы.

• Комплексность.

• Дифференцированный подход.

• Поэтапность.

• Развитие. Учет личностных особенностей ученика.

• Использование обходного пути.

• Принцип учета ведущей деятельности.

В содержании коррекционной работы учитываю индивидуальные проявления речевой неполноценности, а также особенности нарушений неречевых процессов. При осуществлении поэтапного планирования корригирующего обучения определяю перечень конкретных тем логопедических занятий, примерное количество часов, необходимых для реализации каждой из них, сроков их прохождения. Логопедическое воздействие осуществляю планомерно, целенаправленно, системно, поэтапно с постепенным усложнением заданий, проводя дифференцированный анализ и оценку выполнения. В занятиях применяю личностно-ориентированный подход, элементы дифференцированного обучения и компьютерных технологий. С целью повышения эффективности коррекционного воздействия использую различные методы: практические (упражнения, игры, моделирование, конструирование, наглядные, словесные. Свой выбор и использование метода определяю, учитывая характер речевого нарушения, этап работы, возрастные и индивидуально - психологические особенности учеников логопатов.

Слайд 7 Родители не всегда имеют возможность правильно оценить причины нарушений в развитии ребёнка и объясняют неуспеваемость либо упрямством и ленью, либо стремятся оберегать ребёнка от малейшей нагрузки в школе. В последние годы появилось много родителей, которые не могут правильно организовать участие ребёнка в школьной жизни (регулярное посещение уроков и дополнительных занятий, выполнение домашнего задания по всем предметам) : многодетные семьи, опекунские семьи, неполные семьи, инфантильные родители. Т. е. не уделяют детям должного внимания. Это серьёзная проблема для школы.

Логопедические занятия дают положительную динамику в коррекции нарушений устной и письменной речи у всех детей. Об этом свидетельствуют и отзывы родителей в анкетах, до 98%. Но наибольшую эффективность отмечаю при выполнении нескольких условий обучающимися и их родителями:

1. 100% посещение логопедических занятий.

2. Выполнение домашних заданий обучающимся и рекомендаций учителя-логопеда (других специалистов коррекционного обучения) родителями.

3. Сохранный интеллект.

4. Отсутствие органических изменений в артикуляционном аппарате, патологий ЦНС.

Хочу привести примеры хороших результатов к коррекции нарушений речи :

Дьяченко Елизавета 7б класс занималась в 1 и 2 классе с диагнозом Общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи. Поступила в 1 класс с нарушением произношения многих звуков, нарушением речевых процессов, затем письма. Скоррегированы речевые нарушения, имела хорошие результаты успеваемости. Активная помощь в выполнении домашних заданий и желание родителей (мамы). По моим сведениям хорошо учится.

Темников Алексей 7а класс занимался в 1 классе с диагнозом Фонетико-фонематическое нарушение речи. Поступил в 1 класс с нарушением произношения как у 3-летнего ребёнка. Скоррегированы речевые нарушения, имеет хорошие результаты успеваемости. Активная помощь в выполнении домашних заданий и желание родителей (папы).

Султаналиев Эссенбай 5в занимался у логопеда в 1,2,3 классе. Пришёл в 1 класс с нечленораздельной речью, бедным словарным запасом из семьи с двуязычием (русский и киргизский язык) с диагнозом Общее недоразвитие речи, церебрастенией. Когда нарушено не только произношение звуков, их различение, но ребёнок не умеет образовывать слова с суффиксами и приставками (волкин хвост, дубинный лист, медведин хвост; детё ныши: у свиньи-свинята, у овцы-баранята и др., не владеет словоизменением: кино - кины, глаз -глазы, ухо-ухи, люди - один людь; нарушено согласование в роде «Маша сказал», «солнце светил», вместо связной речи - односложные ответы. Овладел письмом, но со множественными нарушениями письма и продолжал посещать мои занятия уже по коррекции нарушений устной и письменной речи во 2классе, по развитию связной речи, навыков пересказа текста в 3 классе. Скоррегированы речевые нарушения, имеет положительную успеваемость. Мальчик был ленив, болезнен – быстро уставал. Помощь и контроль в выполнении домашних заданий и желание родителей (папы). Уважительное отношение к школе у родителей.

Капшитарь Владимир 4в класс поступил в нашу школу после логопедической группы детского сада с диагнозом ТНР вариант 5.1 – Тяжёлое нарушение речи. Получал логопедическую помощь. Посещал логопедические занятия по коррекции нарушений устной речи в 1 классе (нарушенного звукопроизношения и дифференциации звуков, ограниченного словарного запаса, нарушений грамматического строя и связной речи). Со 2го класса посещал логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи. Скоррегированы речевые нарушения, имеет стабильную положительную успеваемость. Готовим к ТПМПК для снятия диагноза. Помощь и контроль в выполнении домашних заданий и желание родителей (папы).

Слайд 8 В организации логопедического сопровождения обучающихся с нарушениями речи помогают педагоги начальных классов. И это очень важно. Родители чаще всего прислушиваются к совету «своего педагога» обратиться за помощью к логопеду, рекомендации посещать занятия регулярно, возможно обратиться к узкому специалисту - неврологу, психиатру. Проблемы и успехи занимающихся обсуждаем с классными руководителями, пытаемся совместно искать пути их решения, влиять на родителей по необходимости.

Таким образом, борьба против школьной неуспеваемости на логопункте школы организуется учителем-логопедом при непосредственном участии педагогов начальных классов и родителей детей-логопатов.

Слайд 9 Использованная литература:

1. Л. С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики детей». Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М. : "Российское педагогическое агентство", "Когито-центр", 1998. - 128 с.

2. О. В. Зорина «Нейропсихологические факторы неуспешности детей младшего школьного возраста в обучении русскому языку и чтению» стр. 88-93 журнал «Логопед»№6 2010г

3. О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, А. А. Алмазова Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов /. – М. : Просвещение, 2014.

4. М. Б. Быкова «Современные подходы к организации логопедической работы на школьном логопункте» г. Барнаул 2004г.

5. А. Л. Сиротюк д-р психол-х наук, профессор г. Тверь «Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков» статья из журнала «Логопед»№6 2008г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Конспект урока математики «Решение задач» в 3 классе Конспект урока. Школа. МБОУ Гимназия имени Рашита Султангареева села Новотаймасово МР Куюргазинский район РБ. Автор разработки: Сарбаева.

Конспект урока математики в 4 классе «Решение задач. Закрепление пройденного» Урок математики в 4 классе Тема: Решение задач. Закрепление пройденного Цели: закрепить умения решать задачи на нахождение неизвестных по.

Квест-игра «Решение логических задач по ПДД с участием отряда Юпид» (подготовительная группа)Квест-игра «Решение логических задач по ПДД с участием отряда Юпид» (подготовительная группа) «Решение логических задач по ПДД с участием отряда ЮПИД» Воспитатель Архипова Елена Анатольевна. Цель: Закреплять знания детей о безопасном.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Решение основных задач на проценты (6–11 классы) Решение основных задач на процентыПроцент. Основные понятия. Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа)Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочется рассказать Вам о последнем родительском собрании, проведённым на днях. Многие трудности в работе воспитателя.

Видеоотчет «Решение логической задачи на занятии по ФЭМП» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент занятия по математике в старшей группе. Логическая задача по сказке Киплинга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение проблемы школьной неуспеваемости в коррекционных занятиях логопеда
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 12:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение проблемы школьной неуспеваемости в коррекционных занятиях логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Возовикова (УИ 2821292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД