Приложение МААМ

Результаты частичной апробации комплекта игр по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Нина Козлова
Результаты частичной апробации комплекта игр по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ результатов частичной апробации проекта показывает, что организованная и проведенная нами работа по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр способствовала обогащению их представлений и знаний о нормах и правилах культуры общения, формированию четких, устойчивых представлений о правилах общения и вежливости.

Публикация «Результаты частичной апробации комплекта игр по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Старшие дошкольники стали давать развернутые ответы о том, какого человека называют вежливым, какие правила вежливого общения существуют, какие вежливые слова существуют, какова их значимость в общении, при этом аргументировать свой ответ. Дети стали понимать значимость соблюдения норм и правил культуры общения, могут объяснить значимость вежливых слов в общении. Из этого можно заключить, что проведенные нами игры способствовали формированию у детей осознанного понимания значимости норм и правил культуры общения. Например, в таких играх как «Будем знакомы», «Найдем вежливые слова», «Всё начинается со слова «спасибо»», «Волшебное слово - здравствуй», «Волшебное слово- досвидания» дети смогли расширить свои представления об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, приветствия и прощания, а также об употребляемых этикетных выражениях в определённых случаях.

Также после проведенных нами игр, направленных на воспитание культуры общения у старших дошкольников, они стали без затруднений подбирать адекватную ситуации формулу культуры общения, не забывают использовать слова вежливого обращения по назначению, и могут подобрать адекватные предложенным ситуациям формулы культуры общения, у них сформировались четкие представления о том, какое вежливое слово необходимо использовать в той или иной ситуации общения (приветствия, прощания, благодарности, извинения и т. п.). Так в игре «Волшебное слово» дети закрепляли умение употреблять вежливые слова в своей речи в зависимости от ситуации.

Также старшие дошкольники стали стараться контролировать свое поведение и речь, научились слушать и слышать собеседника, выражать свое отношение к не этическим формам высказываний, вступать в общение со сверстником, обращаться к сверстнику первым, поддерживать беседу, внимательно выслушивать собеседника, учитывать его точку зрения. Нами было отмечено, что после проведенных игр «Вежливая просьба», «Я могу быть уступчивым», «Учимся сопереживать», «Я не плакса и не ябеда», «Научи друга» дети стараются быть сдержанными в процессе общения, контролируют свое поведение и речь в соответствии с нормами культуры общения, эмоциональный настрой на собеседника у них положительный, выражают неприятие к неэтичным выражениям собеседника, интонация их речи стала достаточно выразительна.

В целом старшие дошкольники стали умело употреблять формулы культуры общения в различных ситуациях общения, не допускают неэтичные выражения в собственной речи.

Таким образом, результаты частичной апробации подобранных и проведенных нами игр показывают, что они способствовали повышению уровня сформированности культуры общения у старших дошкольников.

1.4. Результаты частичной апробации комплекта материалов по формированию словаря детей раннего возраста (2-3 года) с использованием пальчиковых игр и упражнений

Апробирование комплекта материалов по формированию словаря детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений, осуществлялось во время прохождения преддипломной практики на базе МКДОУ Детский сад №4 пос. Кутулик.

Пальчиковые игры и упражнения использовались во время непосредственно-образовательной деятельности, во всех режимных моментах – во время утренней гимнастики, физкультминуток, перед прогулкой и во время прогулки, после сна, во время умывания, в любое свободное время.

Игры с пальчиками дают возможность устанавливать эмоциональный контакт с ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.

Опираясь на планирование, была намечена цель – используя пальчиковые игры и упражнения активизировать речь детей. Для реализации поставленной цели выделены задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Работа по формированию словаря велась в двух направлениях как в обогащение словаря новыми понятиями, так и в активизации имеющихся слов.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, были разделены на группы и определены по назначению:

1. Игры-манипуляции.

Были проведены такие игры с пальчиками – «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.

Апробированы игры с пальчиками – «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно появляются пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Елка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

Данные игры позволяли детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые кинезиологические упражнения.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Проводились пальчиковые игры «Колечко», «Кулак - ребро – ладонь», «Ухо-нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмерка».

4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях использовались традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Использованы игры с пальчиками «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют траву».

5. Театр в руке.

Данные пальчиковые игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. Использовались упражнения с пальчиками, такие как «Бабочка», «Сказка», «Рыбки», «Осьминожки» и многие другие.

На первоначальном этапе эта работа была только индивидуальной. Приходилось разглаживать ребёнку ладошки, по очереди сгибать пальчики и разгибать, произнося при этом текст потешки. Упражнения подбирались так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.

Пальчиковая гимнастика была включена в режим дня. К примеру, утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

Во время утренней гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др., детям предлагалось поиграть с предметом, например, передавать мяч из рук в руки. Если детям было предложен комплекс физических упражнений без предметов, то использовалась разминка «Замок».

Детям предлагались сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки», далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов - прокатывание карандаша, грецкого ореха.

На прогулке после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагалось с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применялись упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки». Во время занятий по рисованию, лепке, аппликаций, были использованы пальчиковые игры, которые помогали пальчикам отдохнуть, например, «Имитация игры на пианино», «Бегающие человечки».

Также использовались разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых разъяснялось, для чего надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы. Давались рекомендации родителям, в которых рекомендовано давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость; также какие пальчиковые игры можно использовать в домашних условиях.

В ходе проделанной работы наметилась положительная динамика в формировании словаря детей раннего возраста (2-3 лет). В речь детей стала разнообразной, активизировались такие слова, как например: щиплют, грабли закваска капусты, стирать, открывать-закрывать. Дети стали понимать и употреблять в собственной речи такие наречия как, например: высоко, тихо, жарко, холодно. Дети стали стараться соотносить действия рук со словами.

Таким образом, формированию словаря детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений способствует:

- система пальчиковых игр по формированию словаря детей раннего возраста.

- систематическое проведение комплекса пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр, массажа кисти рук, народных пальчиковых игр;

- Выразительная художественная речь, организация содержательного общения педагога с детьми по формированию словаря детей раннего возраста (2-3 года).

1.4. Результаты частичной апробации комплекта материалов по развитию связной диалоговой речи детей младшего дошкольного возраста в игре-инсценировке

В результате работы над проектом, в практической части нами была проведена работа по частичной апробации комплекта материалов по развитию связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игре-инсценировке. Анализ проведенной работы, показал эффективное влияние игр-инсценировок на развитие связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.

Игры-инсценировки проводились в утренние и вечерние часы, а так же были включены в организованную образовательную деятельность. Игры-инсценировки проводились небольшими подгруппами, что обеспечивало индивидуальный подход к каждому ребенку. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

Перед каждой игрой была проведена предварительная работа с детьми младшего дошкольного возраста с целью обобщения знаний, расширения представлений, обогащения сюжетов для предстоящей игры. Дети отвечали на наводящие вопросы воспитателя, при ответе на которые учитывалось полнота и правильность ответов.

Использование аудиозаписи сказок, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.

В играх-инсценировках дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

В играх-инсценировках обращалось внимание на умение детей выстраивать диалоги. При выстраивании диалога дети учитывали ситуацию общения, личность собеседника и роль, что определялось сюжетом литературного произведения. Чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли, использовались разнообразные приё мы:

- выбор детьми роли по желанию;

- проигрывание ролей в парах.

Например, инсценируя стихотворение «Кошка, как тебя зовут!» ребенку, который исполнял роль кошки надевался атрибут, для того чтобы он мог представить себя кошкой. Воспитатель задавал вопрос, ребенок выразительно отвечал, стараясь предать образ кошки. После нескольких проигрывании менялись ролями, таким образом, дошкольники учились вступать в диалог, задавать вопросы, отвечать, используя средства выразительности.

В игре-инсценировке сказки «Теремок» дети младшего дошкольного возраста внимательно слушали воспитателя, старались понимать задаваемые вопросы, отвечать на них по просьбе воспитателя, эмоционально откликаться на происходящее, а так же повторяли несложные фразы.

В процессе игры-инсценировки «Колобок» обращалось внимание детей на умение задавать вопрос адресно, побуждения к какому-либо действию собеседника.

С помощью игр - инсценировок дети лучше усваивали идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

В процессе работы над проектом нами так же была проведена работа с родителями. С целью установления взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использовала разнообразные формы работы:

Анкетирование.

Индивидуальные беседы с родителями.

Рекомендации в родительском уголке:

1. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-инсценировки»

2. «Развитие выразительности речи посредством игры-инсценировки»

Таким образом, в ходе частичной апробации комплекта материалов, было отмечено, что дети стали более свободно общаться со взрослыми и сверстниками. При построении диалога учитывали стадии диалога, личности собеседников; место; тема; время; мотив; цель. Использовали различную мимику и интонацию.

Публикации по теме:

«Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста«Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Ход занятия: Воспитатель. Наступила зима, и в садах и парках появились птички в ярко-красных нарядах. Кто знает как они называются? Правильно.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения»Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Этикет общения» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: 1. Учить детей оценивать свои поступки и поступки других, сравнивая их с поступками.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику»Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику» Задачи: 1. Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека; способствовать формированию бережного отношения к окружающей.

Конспект тематического занятия «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей возникновения русской азбуки и Дня славянской письменности и культуры. Задачи: - прививать и воспитывать.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Червона калына»Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Червона калына» Актуальность. С раннего детства ребенок впитывает ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Результаты частичной апробации комплекта игр по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 10:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Результаты частичной апробации комплекта игр по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Козлова (УИ 2447534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД