Папки-передвижки

Рисунок по мотивам сказки: интеграция впечатлений (из опыта работы)

Юлия Крымова
Рисунок по мотивам сказки: интеграция впечатлений (из опыта работы)

Наш педагогический опыт связан с использованием системы семейной групповой логопсихотерапии Н. Л. Карповой – модификации методики групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой – в работе с заикающимися дошкольниками. Одним из методов системы на пропедевтическом этапе является библиотерапия – самостоятельная работа с художественным произведением – чтение и написание отзыва. В силу возрастных возможностей реализовать его с дошкольниками было затруднительно. Необходимо было найти метод, в чем-то аналогичный библиотерапии, адекватный ее задачам и в то же время позволяющий учитывать психологические особенности детей. Метод, который бы стал для детей способом «прочтения», проживания текста, а для педагогов – способом постижения внутреннего мира каждого ребенка для того, чтобы впоследствии составить его психологический портрета (по Ю. Б. Некрасовой, «портрета неповторимости»).

Публикация «Рисунок по мотивам сказки: интеграция впечатлений (из опыта работы)» размещена в разделах

Так при организации процесса библиотерапии (сказкотерапии) с заикающимися дошкольниками мы решали ряд вопросов: как построить нашу деятельность, чтобы необычный и сложный метод работы с художественным произведением стал не только диагностическим, но и терапевтическим. Первая сложность заключалась в том, что дошкольники не владеют навыками чтения и письма, а значит самостоятельная работа с произведением, предусмотренная авторами системы, невозможна. Сложность вторая состояла в выборе адекватных возрасту художественных текстов, а третья – в определении способов фиксации получаемых впечатлений, состояний, обретаемых смыслов.

Решая стоящие перед нами проблемы, мы обратились к методу сказкотерапии. Многие специалисты в области детской психологии и педагогики называют дошкольный возраст возрастом сказок, так как это наиболее любимый детьми литературный жанр. В настоящее время в психологической практике успешно развивается направление сказкотерапии как способ преодоления детских проблем (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, А. В. Гнездилов, И. Вачков, Д. В. Соколов и другие).

С помощью данного метода мы и стали выстраивать содержание пропедевтического этапа системы семейной групповой логопсихотерапии с дошкольниками. Впервые опыт использования сказкотерапии был обобщен в дошкольной группе семейной логопсихотерапии (она функционирует в МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога с 2002 года) учителем-логопедом Н. В. Глуховой (Зиздо). Коллективом группы был разработан список сказок и рассказов для «прочтения» дошкольниками в совместном со взрослыми общении-слушании. Определен целый комплекс мероприятий, которые выступают способом «прочтения» сказки : совместное чтение-слушание произведения, повторное чтение отдельных наиболее значимых или сложных для понимания отрывков, последующая беседа о прочитанном, игры-беседы с персонажами сказок, игры-драматизации по сюжету сказки, проработка поведения героев в движении и в речи, в психологических упражнениях.

В комплекс входят и приемы арт-терапии (рисование, работа с природным материалом, лепка, релаксационные и игровые психокоррекционнные методы, а также музыка, танцевальные движения. Разноплановая работа со сказкой помогает отреагированию у детей позитивных и негативных чувств, вызванных темой сказки. При этом создаются условия для подготовки ко второму этапу – мотивационно-установочному занятию, где ребенок, идентифицируясь с выбранным им самим сказочным героем, сможет принять на себя его образ и вследствие этого говорить четко, плавно и свободно.

Как же фиксируются впечатления детей от сказки? Аналогом письменных отзывов в сказкотерапии являются рисунки детей-дошкольников. Они становятся важным средством получения от ребенка необходимой психологической продукции, на основе чего можно проследить динамику осмысления сказки, эмоциональный настрой, особенности детских переживаний, вызванных сказкой. Рисунок для дошкольника – это продукт творческой деятельности, поэтому он становится способом «прочтения» и «проживания» сказки. Но почему рисунок?

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в ней проявляется своеобразие многих сторон детской психики: восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности. О значимости рисования и детских рисунков писали многие отечественные психологи. Л. С. Выготский в одной из своих подчеркивал, что рисунки детей являются символами предметов, так как имеют сходство с изображаемым, тогда как слово такого сходства не имеет. Слово становится знаком, и рисунок помогает сделать это. В связи с этим, по мнению Л. С. Выготского, рисунок, с психологической точки зрения, можно рассматривать как своеобразную детскую речь, а также – как подготовительную стадию письменной речи.

Исследователи изобразительной деятельности детей отмечают, что детское рисование – это: 1) один из видов аналитико-синтетического мышления, средство создания внутреннего, идеального плана деятельности (А. В. Запорожец); 2) форма усвоения социального опыта, так как дети не копируют воспринимаемые явления, а показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни (Л. С. Выготский, В. С. Мухина); 3) деятельность, которая оказывает влияние на развитие восприятия и эстетических чувств ребенка, на развитие его личности (В. С. Мухина).

Рисование организует умение ребенка не только внимательно смотреть, но и видеть, оно позволяет ребенку изображать окружающий мир по-своему. В своем рисунке каждый ребенок выражает свое отношение к тому, что рисует.

Публикации по теме:

Презентация «Детское творчество на основе впечатлений от природы» Детское творчество имеет огромное значение для всестороннего развития детей разных возрастов. Оно позволяет малышам отразить все, что они.

Опыт работы «ПДД. Интеграция. Безопасность» «ПДД. Интеграция. Безопасность». Целью работы является обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению в жизни, на дороге, культуре.

Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Развитие двигательной активности детей должно протекать.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Обобщение опыта работы Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки В настоящее время мы переходим к.

ООД по информатике в ДОУ Тема: «В гостях у сказки» (По мотивам русской народной сказки «Колобок». Рассчитано на 2–3 занятия) Цель: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера. Ход занятия.

Сценарий праздника-сказки «Репка» (по мотивам русской народной сказки)Сценарий праздника-сказки «Репка» (по мотивам русской народной сказки) Сказка «Репка» (по мотивам русской народной сказки.) Автор – Буянова Г. С. –воспитатель МДОУ № 20 г. Железногорск. Курская область. Действующие.

Сценарий сказки «Золотой волос» для подготовительной группы по мотивам сказки П. Бажова (Фонограмма ВЫХОД) выходят мухоморы, птички, цветы. (музыка становится тише на ее фоне говорит лисичка) Лисичка: В давние времена в дремучих.

Сценарий театрализации сказки «Петушок» по мотивам сказки «Гусенок» Сказка «Петушок» по мотивам сказки «Гусенок» Н. Гернет, Т. Гуревич. Куклы: девочка Аленка, петушок, лиса, еж. Декорации: домик Аленки, полянка,.

Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе.

Сообщение из опыта работы «Русские народные сказки в развитии творческих способностей воспитанников ДОУ» Тот, кто в детстве не читал и не слушал сказок, в зрелые годы не будет способен к творчеству, утверждают исследователи, изучающие влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рисунок по мотивам сказки: интеграция впечатлений (из опыта работы)
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 23:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД