Получи документы

Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия — одно из важнейших условий развития речи детей»

Наталья Ярикова
Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия — одно из важнейших условий развития речи детей»

Родительское собрание

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Родительское собрание на тему :

«Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Выполнила: Ярикова

Наталья Евгеньевна

п. г. т. Малиновский

2016г.

Публикация «Родительское собрание „Формирование фонематического восприятия — одно из важнейших условий развития речи детей“» размещена в разделах

«Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители наглядно видели, какая работа проводится в данном направлении, и пользовались опытом из практики педагогов.

Тема: «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей»

Цель: Помочь родителям овладеть основными приемами развития фонематического восприятия у детей через игры и игровые упражнения.

Содержание:

1. Познакомить родителей с понятием «Фонематическое восприятие» и его значение для развития речи детей дошкольного возраста.

2. Уточнить особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

3. Привлечь родителей к коррекции и развитию речи своих детей.

Форма проведения : семинар - практикум

Подготовительная работа к собранию :

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Подготовка памятки для родителей по теме «Формирование фонематического восприятия у детей среднего дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».

3. Запись на магнитофон чтение стихотворений детьми.

Оборудование и ТСО: магнитофон с записью голосов детей, проектор, на столе приготовлены памятки для родителей, картотека игр и игровых упражнений на развитие фонематического восприятия

План собрания :

1. Доклад воспитателя на тему : «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей».

2. Просмотр отрывка непосредственно образовательной деятельности по ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием игр по развитию фонематического восприятия : «Звуки З-ЗЬ.»

3. Деловая игра с родителями :

1. «Узнай, что звучит?»

2. Игра «Узнай голос своего ребенка.»

3. «Угадай, кто позвал?»

4. Принятие решений.

Приглашение на родительское собрание

«Формирование фонематического восприятия - одно из важнейших условий развитий речи детей»

Уважаемые родители!

Дата и время проведения

состоится родительское собрание

Приходите в садик – на собрание

И берите ручку и блокнот.

Вы узнаете ребенка расписание,

Ну, и что планируем на год.

Мы надеемся на помощь и участие.

Для детей стараемся сейчас.

Пожелания услышать будем счастливы!

Ход мероприятия:

Воспитатель : Тема нашей встречи сегодня - «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей».

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение речью перестраивает всю психику малыша.

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Любое нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его поведении.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, т. к. без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.

Фонематическое восприятие - специальное умственное действие по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Оно имеет важное значение в формировании произносительной стороны речи. Ребенок слышит множество вариантов звуков, которые сливаются в слоги, слова. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.

Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. К 4 годам значительно улучшается фонематическое восприятие, сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее мягкие и твердые согласные и наконец, соноры, шипящие и свистящие. К 4 годам ребенок в норме должен дифференцировать все звуки, т. е. должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Задача по формированию фонематического восприятия ставит перед ребенком задачи: овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивать речь окружающих с собственной.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов и проводится в игровой форме во время проведения непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, в режимных моментах.

Начинается работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки, входящие в звуковую систему языка, от звуков уже усвоенных детьми, до тех, которые ставятся и вводятся в самостоятельную речь. Педагогическое воздействие по развитию у детей дифференцировать фонемы можно разделить на несколько этапов условно :

1 этап - узнавание неречевых звуков.

У детей развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки, эти способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. На первом предлагается послушать звуки за окном. Что шумит? (деревья, что гудит? (машина).

Затем узнаем, какие звуки доносятся из коридора, из зала.

Игра. Дети передают за спиной друг другу колокольчик, водящий отгадывает, где звенел колокольчик.

2 этап. Здесь учим различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, слова, звукосочетания.

Игра. Дети по очереди называют имя водящего, водящий на слух определяет, кто его позвал.

3 этап. На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра. Педагог показывает лист бумаги и называет: бумага- пумака- пумага- бумака, услышав неправильно сказанное слово, дети хлопают в ладоши.

4 этап. На этом этапе учим различать слоги.

Игра. Педагог вызывает ребенка и говорит на ухо слог ТА, ребенок повторяет (па-ба, фа-ва, ка-га).

5 этап. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных фонем.

Игра. У педагога картинки: поезд, девочка, птичка. Логопед поет:а-а-а (показ картинки девочки, и-и-и (показ птички, у-у-у (показ поезда).

6 этап. Задача этого этапа - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Учим дошкольников определять количество слогов в слове, отхлопывать 2-х,3-х сложные слова.

Игра. Педагог произносит 1,2, 3 гласных звука: а,ао,иэу- дети откладывают столько кружков, сколько названо звуков.

Вывод: В процессе игр ребенок приобретает умение контролировать и исправлять свое произношение. Помочь в этом может логопед, родители и воспитатели. Речь окружающих расширяет не только кругозор, но и развивает слуховое внимание, фонематический слух, звукопроизношение.

Сейчас вы посмотрите фрагмент непосредственно образовательной деятельности (занятия) с участием ваших детей, где были использованы игры на развитие фонематического восприятия.

2. Просмотр отрывка непосредственно образовательной деятельности по ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием игр по развитию фонематического восприятия : «Звуки З-ЗЬ.»

Если у кого - то возникли вопросы, можете их задавать.

Деловая игра с родителями.

Воспитатель : Предлагаю Вам самим поиграть в игры, которые направлены на развитие фонематического восприятия.

1. Игра «Что звучит?»

У воспитателя коробочка с сыпучими веществами (рис, горох, соль, сахар, гречка, кнопки, скрепки и т. д.). Предлагаю отгадать, что звучит.

2. Игра «Узнай голос своего ребенка».

Запись на магнитофоне голосов детей (любое одинаковое стихотворение из 2-х или 4-х строк, родителям предлагается узнать голос своего ребенка.

3. Игра «Кто позвал?»

Дети стоят в кругу, и кто-то произносит слово «мама» - родители должны узнать голос своего ребенка.

Воспитатель : Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания «Формирование фонематического восприятия – одно из важнейших условий развития речи детей». Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка, что в дальнейшем положительно сказывается на чтении и письме ребёнка.

В заключение используется приём «Слово дня». Предлагается одним словом выразить своё отношение к проведённому собранию. Принимается решение родительского собрания.

Публикации по теме:

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного.

Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–7 лет. Гласные звуки Воспитатели знают, что в настоящее время в каждой группе много детей с нарушениями речи. Одни из них сложные, нуждающиеся в коррекционной.

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста учитель–логопед Голубева.

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная система образования диктует свои условия социализации и эффективного развития личности ребенка и гарантирует.

Партнерство музыкального руководителя с семьями воспитанников как одно из условий развития дошкольников «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности.

Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» Кафедра.

Родительское собрание в средней группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»Родительское собрание в средней группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Родительское собрание в средней группе : «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Речь – это.

Формирование культуры мышления — одно из условий развития современного ребенка Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического общения.

Технология развития фонематического восприятия (Филичева Т. Б. Чиркина Г. В.) подготовила: учитель – логопед Юрчук С. В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одной из важных задач логопедической работы с дошкольниками является изучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Формирование фонематического восприятия — одно из важнейших условий развития речи детей»
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 21:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД