Лучший педагог года

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

Светлана Лимаренко
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная система образования диктует свои условия социализации и эффективного развития личности ребенка и гарантирует равный доступ к образованию для всех категорий детей. Дети с ОВЗ имеют те же права на обучение и воспитание что и здоровые дети и главная задача ДОУ - создать оптимальные условия для реализации всех возможностей особых детей, раскрыть их потенциал.

Публикация «Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи» размещена в разделах

Перемены в системе образования происходят в направлении гуманизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия - это обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой дети с ОВЗ посещают те же образовательные организации, что и их нормально развивающиеся сверстники, но имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.

Основной контингент детей группы компенсирующей направленности, для которой разрабатывалось занятие, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, ограниченность словаря, несформированность грамматического строя речи: ошибки словоизменения, словообразования, составления словосочетаний и предложений, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей.

Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хронические заболевания, проблемы в эмоционально-волевой сфере. Все эти факторы должен учитывать воспитатель группы компенсирующей направленности при подготовке занятий.

В данном плане-конспекте представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного в процессе ознакомления их со звуками и буквами при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы. На основе этого плана-конспекта предлагаю изучение всех звуков и букв русского алфавита. При выполнении предложенных в конспекте заданий у ребенка развивается «языковое чутье», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. При выполнении письменных работ предлагаю завести тетрадь в крупную клетку. За одно занятие не следует давать ребёнку больше 5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). Цель настоящей методической разработки - формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной группе с учетом ФГОС

Тема: «Звук и буква У»

Цель: формирование грамматически правильной и фонетически четкой речи.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

- упражнять детей в усвоение звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».

- учить детей четко произносить звук [У] и выделять звук в начале слова в ударной позиции.

Коррекционно-развивающие:

- развитие речевого дыхания и силы голоса;

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания;

- развитие координацию движения.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- умение слушать сверстников и педагога.

Оборудование: музыкальный инструмент, иллюстрированная книга «Репка», предметные картинки: утка, уши, улица, удочка, символом звука [У], карточки и кружки красного цвета,

Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку»

Цель: развитие слухового внимания.

Воспитатель играет на музыкальном инструменте, а ребенок с закрытыми глазами узнаёт по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».

Цель: упражнять детей в усвоении звуко-слогового ряда и закрепить понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.

Педагог читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке педагог задаёт детям вопросы: Кто тянул репку первым! Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.

Задание 3. Знакомство со звуком [У].

Цель: учить выделять звук в начале слова в ударной позиции

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом взрослый громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»

Воспитатель знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ.

Задание 4. Фонетические упражнения.

Цель: развитие фонематического слуха.

Воспитатель предлагает произнести на плавном длительном выдохе:

– волк воет: уууууууууу.

– поезд едет: уууууууууу.

Произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

– поезд приближается: ууууУУУУУУ.

– поезд удаляется: УУУУууууу.

Произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на кубике.

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Цель: развитие фонематического слуха

Воспитатель предлагает произнести разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки если услышит звук [У]: у, п, у, к, в, у, у.

Задание 6. «Найди имя начинающиеся на звук У»

Цель: формирование звуко-буквенного анализа и развитие фонематического восприятия.

Взрослый предлагает ребенку внимательно выслушать ряд слов и выбрать имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена.

Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука

[У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Воспитатель объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает ребенку обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».

Цель: развитие фонематического слуха и логического мышления.

Педагог читает ребенку стихотворение и просит досказать последнее слово, а затем назвать первый звук в этом слове.

Пар клубится над столом,

Пароход стоит на нем,

Пароход с горячим дном.

По рубашкам и по брюкам

Пароход тот поведем –… (утюг)

Дядя Хлыст и тётя Нить

Простачков пошли ловить,

Одурачить простачков

Пригласили червячков - (удочка)

Задание 8. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку».

Цель: развитие логического мышления, внимания.

Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке.

Вот идет пароход —

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Не морщинки не видать. - (утюг)

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? -. (утка).

Без забот и без хлопот,

На себе свой дом несет.

Нет забора! Нет калитки!

Носит домик тот –… (улитка)

Задание 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].

Воспитатель предлагает ребёнку картинки среди которых есть предметы начинающиеся на звук [У].

Задание 10. Выучить чистоговорки:

У-У-У – губы хоботком тяну.

У-у-у – дай трубу.

У-у-у – всех детей зову.

Задание 11. Упражнения для координации речи с движениями.

Цель: развивать фонематический слух и координацию движения.

Педагог читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.

У опушки две старушки. Наклоняется, «собирает грибы».

Брали грузди и волнушки.

Филин: — У-ух!

Филин: — У-ух!

У старушек замер дух. Приседает.

Е. Благинина

Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке.

И играет во трубу:

«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»

Задание 12. Знакомство с буквой У.

Педагог объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. После этого показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У.

У — как у зайчонка ушки.

Эти ушки — на макушке. О. Гофман

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку.); поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят

И ушами шевелят

Вот так, вот так.

(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);

провести игры с буквой.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре» Иногда в некоторых ситуациях ребенок чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Почему, зададимся вопросом? При несформированности.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи по формированию положительных взаимоотношений В основу комплекса положены дидактические принципы: - последовательность: (от простого к сложному) первые игры с учетом выявленных уровней.

Конспект занятия по формированию фонематического восприятия «Звук [о]. Поиграем с Осликом» в старшей группе ТЕМА: Звук «О». Поиграем с Осликом. ЦЕЛЬ: - познакомить детей со звуком «о» Задачи: - закреплять знания детей о гласных звуках; - развивать.

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятияКонспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия в подготовительной группе «В гостях у Мудрой Совы».

Методическая разработка. Консультация для родителей «Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста Принято считать, что после трех лет речь ребенка.

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста Тема: «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА СВЁКЛА 1. Цель занятия: Развитие фонематического слуха у детей. 2. Задачи: • Образовательные: учить проведению.

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия) [/b]В ходе констатирующего.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи» Из опыта работы учителя-логопеда Горбенко Натальи Николаевны. Тема: «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с нарушениями речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
Опубликовано: 10 мая 2019 в 15:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД