МААМ-картинки

Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии

Соломоненко Наталья Викторовна
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Тема проекта: «Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии».

Выполнила:

учитель-логопед

Соломоненко Н. В.

Ставрополь, 2019 год

Публикация «Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии» размещена в разделах

Информационная карта проекта

Автор проекта: Соломоненко Наталья Викторовна, учитель-логопед

Продолжительность проекта – 2 года

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта – воспитанники старшей логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Возраст воспитанников : 5-6 лет.

Проблема: недоразвитие фонетико-фонематической системы языка.

Актуальность

Мониторинг речевого развития старших дошкольников показал, что большой процент детей имеют нарушения фонематического слуха и восприятия. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы детей, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

При планомерной работе формирования фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают материал в игровой форме.

Цель данного проекта: формировать и развивать фонематический слух, учить различать на слух звуки, называть слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Задачи проекта:

Для воспитанников — формирование и развитие навыков речевого дыхания, фонематического слуха, слухового внимания и памяти.

Для педагогов: использование игр, упражнений по формированию, совершенствованию у детей навыков речевого дыхания, развитию фонематического слуха и слухоречвого внимания и памяти.

Для родителей: донести до родителей значимость формирования фонематического восприятия. Научить использовать в домашних условиях игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха.

Итоговое мероприятие: «Приключения Звукоешки» ---развлечение.

Продукты проекта:

Игры, упражнения, направленные на формирование и развитие речевого дыхания, фонематического восприятия.

Игры для детей : «Звукоешка», «Ромашка» «Паровозик», «Рыболов», «Путаница».

Пособия на развитие речевого дыхания.

Для педагогов: картотека игр с мячом, картотека игр на развитие и формирование фонематического восприятия, ИКТ.

Для родителей: буклеты, журналы «Для заботливых родителей». Показ открытых моментов. Мастер-класс, групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты:

Для детей : сформированность навыков фонематического восприятия, способствующие развитию фонематических систем языка.

Для педагогов: совершенствование знаний, необходимых для успешной коррекции фонетико-фонематических нарушений.

Для родителей: получение практических навыков и умений.

Ресурсное обеспечение проекта.

Программно – методическое сопровождение проекта:

1. Изучение методической литературы.

2. Подбор диагностического инструментария.

3. Подбор дидактических игр и интерактивных игр для развития фонематического слуха.

4. Разработка конспектов индивидуальных логопедических занятий.

5. Разработка семинара-практикума для педагогов.

Материально – техническое сопровождение проекта:

1. Приобретение методической литературы.

2. Создание картотеки интерактивных игр.

3. Приобретение дидактических игр, пособий.

План реализации проекта

1 блок — работа с детьми

• Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.

• Игры и упражнения, направленные формирование и развитие фонематического восприятия.

• Использование ИКТ в коррекции фонетико-фонематических нарушений.

• Итоговое развлечение «Приключения Звукоешки»

Первый этап. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.

Можно предложить детям игру «Узнай, что звенит (гремит?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.

Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит, а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап – развитие различения речевых звуков. Здесь можно предложить множество интересных увлекательных игр и упражнений. Например

игра «Правильно-неправильно».

1. вариант. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Пример: пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

2. вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Чудесная удочка»

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Игра «Найди место звука в слове».

Каждый ребенок получает карточку. взрослый показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Игра «Придумать слова с заданными звуками»

1. вариант. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

2. вариант. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Для того чтобы работа по формированию фонематического слуха была успешна, занятия должны быть систематическими, на протяжении длительного времени.

2 блок — работа с педагогами

• Разработка на формирование Ф. В.

• Мастер-класс «Значение формирования фонематического восприятия у детей»

3 блок — работа с родителями

• Буклеты

• Журнал «Для заботливых родителей» — советы логопеда по формированию Ф. В.

• Мастер- класс для родителей

• Показ открытых моментов на родительском собрании

Результат проекта:

- заинтересованность родителей по данной теме;

- разработка и изготовление дидактических игр;

- реализация проекта.

Перспектива развития проекта:

Данный проект имеет широкую перспективу развития, так как в подготовительной группе мы продолжаем работу по данному направлению. Знакомим родителей с задачами, которые мы решаем в подготовительной группе по формированию навыков фонематического восприятия, способствующие развитию фонематических систем языка.

Литература:

1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников /. – СПб. : Детство-пресс, 2005. – 48 с.

2. Алтухова слышать звуки / – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 112 с.

3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки /. – М. : Мозаика-Синтез, – 112 с.

4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2003. – 240 стр.

6. Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

7. Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" — Самара, СГПУ, 2003 – с. 70-83

8. Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

9. Селивёрстов игры с детьми. — М. : ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

10. Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

11. Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып. 13. 1948. – С. 101-1

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Многие дети получают подготовку к школе уже в детском саду. Полноценная.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного.

Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии Формирование коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника через игровые технологии Предлагаю разобраться в терминологии.

Конспект родительского собрания «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста. Современные игровые технологии» в старшей группе Конспект родительского собрания в старшей группе «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста. Современные игровые технологии» Подготовила.

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Для детей подготовительной группы.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Тема: Формирование фонематического восприятия.

Презентация «Формирование готовности детей дошкольного возраста с нарушениями речи к обучению в школе» .

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста через игровые технологии
Опубликовано: 8 октября 2019 в 23:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД