Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

Елена Василевская
Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»

Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка. Многие дети получают подготовку к школе уже в детском саду. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому необходимо уделять большое внимание работе по развитию речи.

Работа над развитиемречи включает в себя следующие разделы:

пополнение словаря;

усвоение грамматического строя;

обучению рассказыванию;

выработка правильного произношения звуков.

Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и педагогов, и поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р, оглушение звонких согласных и др.

Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороной речи.

В процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

слух и фонематическое восприятие;

моторика речевого аппарата, т. е. подвижность органов речи - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем возрасте отрицательно влияет на развитие речи. Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этом случае косноязычие (т. е. расстройство речи, заключающееся в неспособности правильно произносить некоторые звуки; невнятное, неясное произношение) вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия. Часто, среди косноязычных встречаются дети, у которых нарушена как моторика, так и фонематическое восприятие.

Фонематическим восприятием называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы, особенно звуки, близкие по звучанию, например, п - б, с - ш, л - р.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как четко воспринимают все звуки нашей речи - фонемы. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

Работа по развитию фонематического восприятияпроводиться в следующей последовательности:

знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).

различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

узнавание звука в слове.

определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине).

различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и л).

придумывание слов на определенный звук.

Предлагаем Вашему вниманию ряд игр и упражнений,направленных на:

- развитие фонематических процессов,

- обогащение словаря,

- активизацию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.,например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений

«Звуковая зарядка».

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

«Послушай и запомни».

Цель: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает предложение, а ребенок должен запомнить и воспроизвести окончание предложения без ошибок.

В магазине бочки.

На вербе распустились почки.

Также прорабатываются предложения:

Мы хотим пить. Собаку не надо бить.

Трактор стоит на пашне. Солдат дежурит на башне.

У гнома маленький дом. Слепили снежный ком.

Соловей громко пел. Снег лежит бел.

«Что слышно?»

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться.

Ход игры.

1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что он слышал.

2-й вариант. По сигналу взрослого внимание ребенка обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем ребенок должен рассказать, что где происходило.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста в игре» Иногда в некоторых ситуациях ребенок чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Почему, зададимся вопросом? При несформированности.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного.

Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Опыт работы «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Тема: Формирование фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и точно дифференцировать все звуки речи. Дети с хорошим фонематическим восприятием.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализаРазвитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить целенаправленно и поэтапно. Процесс развития фонематического восприятия.

Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве – одна из задач математического.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха детей дошкольного возраста. Памятка для родителей Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию ряд игр, которые можно использовать для развития речи детей[/i]! Определение звучания игрушек.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Консультация «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 октября 2019 в 23:32
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...

10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...


Горячие темочки