Папки-передвижки

Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Сагандыкова Лилия
Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве – одна из задач математического развития детей дошкольного возраста.

Особенно следует подчеркнуть необходимость формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги – специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение программы начальной школы. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования. Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки – немаловажный этап в освоении детьми пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.

Публикация «Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В своей работе по развитию пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста я объединила методику предложенную Т. А. Мусейибовой, с заданиями предложенными в методике О. И. Крушельницкой. А также для развития способностей к ориентации в трехмерном пространстве на занятиях использую развивающие игры Б. П. Никитина «Сложи узор», «Уникуб». Эти игры помогают развивать у детей пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, навыки счета и графические способности.

Поэтому в работе по формированию у детей пространственных представлений делаю акцент на следующие содержательные направления.

1. Введение в пассивный и активный словарь детей соответствующих терминов.

2. Развитие способности к ориентации в двухмерном пространстве (на примере тетрадного листа) :

а) верхний и нижний край тетрадного листа;

б) перемещения на плоскости с учетом направлений; в) прямое и зеркальное копирование с образца с опорой на клетки;

г) графические диктанты;

3. Развитие способности к ориентации в трехмерном пространстве.

а) развитие способности к ориентации в трехмерном пространстве в движении;

б) игры на составление объёмных фигур из кубиков;

4. Развитие способности к выделению фигуры из фона.

Работа на занятиях по формированию пространственных представлений у дошкольников включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным на них является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-требований с предметами и без них. Вопросы, пояснения и разъяснения педагога в сочетании с показом, словесные отчеты детей о выполнении заданий, т. е. все многообразие приемов и методов обучения на занятиях направлено на различение, дифференциацию, осознание, точное словесное обозначение основных пространственных направлений в разных практически действенных ситуациях.

Для выявления знаний и умений у дошкольников по ориентировке в пространстве предлагаю использовать следующие методики, диагностики: Диагностика пространственных представлений о собственном теле «Пробы Хеда», методика «Что находится спереди от меня?», методика «Расположение предметов на рисунке», методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Большое значение для формирования пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста имеет словарная работа и воспитание культуры речи как на специальных занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных, так и в играх детей, в их повседневной жизни.

Публикации по теме:

Влияние сенсорного восприятия на гармоничное развитие детей дошкольного возраста Маленький Человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже имеет мощную систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен,.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста Дидактические игры на развитие слухового восприятия и внимания для детей дошкольного возраста 1.«Похлопаем - потопаем» Дети становятся в.

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста». Фонематический.

Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста Развитие цветового восприятия у детей младшего дошкольного возраста Корытова Татьяна Анатольевна – воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка.

Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Развитие художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства Алексеева Татьяна.

Развитие пространственного восприятия у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью Тема: «Ориентировка в помещении по словесной инструкции» Цель: развитие у учащихся пространственных представлений. Задачи: Образовательные:.

Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста в игровой деятельности В настоящее время вопрос о развитии восприятия детей дошкольного возраста является одним из остро стоящих в области познавательного развития.

Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных систем Развитие восприятия у детей раннего дошкольного возраста посредством тренировки сенсорных системВосприятие формируется в связи с развитием,.

Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения, средствами конструирования Дети, с которыми я работаю – это дети с особыми образовательными потребностями, имеющие различные заболевания глаз: косоглазие, амблиопию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 марта 2019 в 09:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД