Ольга Гришина
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»
Для детей подготовительной группы и педагогов.
Разработала воспитатель подготовительной группы «А» Гришина О. А.
Цель: Показать наиболее эффективные игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью.
Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. Сейчас я на практике покажу вам некоторые виды игр и упражнений, которые больше всего любят мои воспитанники и, которые я чаще всего использую. Прошу не стесняться и принимать активное участие.
Давайте вместе с вами и детьми станем в круг.
Игра «Волшебный клубочек»
Цели: установление дружелюбной атмосферы в группе, формирование навыков сотрудничества, развитие познавательной активности.
Содержание:
Дети и взрослые стоят в кругу на коврике
Воспитатель: В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и отчество. Держу нитку в руке и передаю клубочек. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его дальше.
Клубочек вернулся ко мне. “Что же у нас получилось?”. (Паутинка)
Посмотрите – мы с помощью волшебного клубка все соединились и стали единым целым, а так же познакомились.
Сегодня я предлагаю вам поиграть. Для этого разделимся на две команды. Команда взрослых и команда детей. (Участники рассаживаются за столы по своим командам.)
И так, для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Он- она»
Игра «Он – она»
Цель: закрепление названий животных самцов и самок.
Выполнение заданий этой игры требует внимания. Я называю самца, какого – либо животного, а вы должны назвать его пару – самку.
Вопросы для взрослых:
Селезень – утка
Баран – овца
Журавль – журавль
Конь – кобыла
Павлин – пава
Лебедь – лебедушка
Зяблик – зяблик
Ворон – ворониха
Вопросы для детей :
Осел – ослица
Бык – корова
Грач – грач
Лис – лиса
Скворец – скворчиха
Воробей – воробьиха
Аист – аист
Гусь – гусыня
Кто кем будет?
Цель: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, понимание взаимосвязей, способность рассуждать.
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а игроки должны ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска.
Может существовать несколько ответов на один вопрос.
Как вы все знаете дети большие фантазеры. И поэтому в своей практике я использую следующие виды игр и упражнений
Играем в вопросы
Цель: Развитие образного мышления, внимания, умения сосредоточиться, восприятие формы и качеств предмета, аналитические способности.
Вопросы на развитие образного мышления, воображения.
Материал: иллюстрации фото облаков и гор.
- «На что похоже?» (На что похоже это облако? Гора)
Вопросы на осмысление явлений окружающего мира. (Вопросы задаются сначала детям, потом взрослым.)
- «Для чего?» (Для чего дети ходят в детский сад)
– «Что такое?» (Что такое свет)
– «Что это значит?» (Что означает «угрожать»).
Вопросы на выявление причинно – следственной связи.
- «Что будет, если. ?» (Что будет, если конфета заговорит? Что будет, если стул начнет петь)
Вопросы на выявление аналитического мышления.
- «В чем различие и в чем сходство коровы и крапивы, крокодила и камня)
Проблемные ситуации, которые мы можем предлагать детям в процессе образовательной деятельности.
Цель: Развитие активной самостоятельной деятельности детей по разрешению проблемной ситуации, творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Вопросы задаются попеременно, вопрос для детей, затем вопрос для взрослых.
Примеры:
- Что было бы, если бы перелетные птицы не улетели на юг?
- Что было бы, если все время шел дождь?
-Что будет, если деревья не сбросят осенью листву?
- Медведь не заснул на зиму!
- Что будет с нашей природой, если вдруг не станет птиц?
- Куда спешит ручей?
Упражнения «Образная пластика и развитие воображения».
Цель: Развитие умения представить и передать с помощью тела картины, события, лица, на основе словесных картин, созданных автором.
Задания даются сначало команде детей, затем команде взрослых.
Предлагается изобразить: состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны;
особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки; действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку;
взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист);
Словесная игра «Бывает – не бывает»
Цель: Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Обогащать познавательную сферу каждого ребёнка через игровое взаимодействие. Воспитывать интерес к речевым играм, эмоциональную отзывчивость и адекватную реакцию на шутку.
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает мяч участнику игры. Играющий должен поймать мяч и ответить бывает, или нет, и почему?
Ситуации:
Кошка варит кашу.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Собака хочет есть.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
Кошка гуляет по крыше.
Мы много играли, и в завершении, хочу с вами провести небольшую музыкальную разминку, которую мы очень любим, делать с ребятами в группе.
Цель: развитие слухового восприятия, крупной моторики и ориентировки в собственном теле.
Музыкальное сопровождение «У жирафа, пятна, пятна, пятна пятнышки везде…»
Рефлексия «Дерево ожидания»
Прежде чем я закончу, мне хотелось бы получить от вас обратную связь. Сейчас я вам раздам разноцветные листочки. Зеленый обозначает, что вам было интересно и все понравилось. Красные- не понравилось. Желтые- вы не поняли о чем речь. А затем подойдите, пожалуйста, к дереву и приклейте их. (на ватмане нарисован ствол дерева с ветвями без листочков)
Спасибо большое за внимание!