МААМ-картинки

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование»

Вера Кийкова
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование»

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?

(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)

Публикация «Мастер-класс „Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование“» размещена в разделах

По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов

познавательного развития дошкольников.

По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая

форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется

собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и

знаний.

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это

детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под

незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей

не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий

детскую

деятельность

в

нужное

русло.

Знания,

не

рассказанные

воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и

более прочными.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, необходимо использовать деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Жила была девочка Маша, и был у неё друг Мишка. И вот однажды Мишка позвонил Маше, что он наблюдает сейчас интересное явление и приглашает Машу тоже посмотреть это. Маша отправилась в путь. Девочка она была очень любознательная, поэтому на своём пути она всё рассматривала, прислушивалась.

На деревьях щебетали птички, прислушалась Маша к их голосам и услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях.

Ей стало интересно, а что же творится на родных просторах, ведь она была очень любопытная, как и все дети.

Вскоре Маша увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша или ножниц закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке (взять стаканы и бутылки с минеральной водой)

Опыт 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Маша путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг, через который ей надо было перейти.

Опыт № 3

«Стакан на гармошке»

Поставьте рядом два стакана, накройте их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуйте поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?. Сложите листок «гармошкой» и снова накройте им стаканы. Теперь поставьте третий стакан сверху… Он держится!

ВЫВОД. Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Если ваш малыш тоже верит в то, что в ракушке слышно море, то придется его разочаровать. Никакого звука волн в ней нет. Да и вообще, чтобы услышать такой звук, не обязательно нужна ракушка. Проведем следующий опыт:

Опыт 1. Слушаем "шум моря"

Возьмите любую ракушку (лучше, если их будет несколько разных) и стакан. Предложите малышу послушать их все по очереди и сравнить услышанный шум. Окажется, что звук в них почти идентичный. Самый красивый звук слышен в закрученной большой раковине. Слабее в более ровной раковине и стакане.

А теперь попросите малыша сложить ладошки "горсточкой" и приложить к ним ухо. Он услышит все тот же "шум моря"! А если распрямит ладошки, то звук сразу прекратится.

Вывод: звук, слышимый нами во всех этих случаях, не имеет отношения к "морскому" или "не морскому" происхождению предмета, а относится только к его выпуклой форме.

САХАРНАЯ РАДУГА

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка.

Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Почему же это произошло? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей МБДОУ «Академический детский сад» Вышневолоцкого района Сообщение по теме: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование» Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование». «Умейте открыть перед ребенком в окружающем.

Мастер-класс «Развитие речи и познавательной активности детей с ОВЗ посредством продуктивных видов деятельности» Мастер-класс для воспитателей по теме: "Развитие речи и познавательной активности детей с ОВЗ посредствам продуктивных видов деятельности".

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование .

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, Пермский край г. Кизел, 2015г. Доклад по самообразованию.

Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности» Почему данная тема для меня.

Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование Требования ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в раннем.

Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей через экспериментирование»
Опубликовано: 28 декабря 2018 в 03:11
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД