Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

ольга голикова
Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Любые исследования дают предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Поэтому детское экспериментирование является одним из наиболее актуальных и эффективных видов познавательной деятельности дошкольников.

В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментом. Эксперимент – это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить, это одна из форма организации педагогического процесса. Процесс развития детского экспериментирования должен осуществляться во всех сферах детской деятельности: прием пищи, игра, прогулка, сон, мытье рук перед едой, проблемные ситуации, стимулом к исследованию может послужить какое либо событие, происходящее в группе и даже простой детский вопрос может послужить поводом для эксперимента.

Хочу поделиться с вами опытом использования этого метода в группе.

Конкурс, как стимул к исследованию. В саду был организован конкурс «Огород на окне». На первый взгляд обычный конкурс прошел как познавательно – исследовательский проект, целью которого стало формирование у детей интереса к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Для реализации этого проекта необходимо минимум затрат: ветки березы и тополя, семена укропа, петрушки, лук, рассада перца, пустые контейнеры, кукольный театр, цветная бумага, картон. Совместно с детьми огород был оформлен на 2 окнах в группе, на первом окне как сказку «Колобок», на втором – «Паравозик из Ромашково». Родители принесли необходимый материал, дети сажали, поливали, ухаживали за растениями, измеряли их, зарисовывали в дневник наблюдений. Конкурс оказался очень увлекательным и познавательным для ребят и надо отметить, что наш огород занял призовое место.

Проблемная ситуация в режимном моменте, как стимул к исследованию. Дети, чтобы оттянуть время долго моют руки или забывают закрывать кран. Напоминания, нотации как правило не всегда эффективны. Мы с ними провели эксперимент «Бережем воду», посмотрели сколько за минуту вытекает воды из плохо закрытого крана, затем детям было наглядно показано, что за час примерно вытекает трех литровая банка воды, а за сутки 24 таких банки. На детей это произвело впечатление, которое было подкреплено обсуждением и беседой по теме «Значение воды в нашей жизни» и «Что может случиться, если на нашей Земле исчезнет вода». Целью такого спонтанного небольшого эксперимента на основе проблемной ситуации является формирование бережного отношения детей к воде.

Проблемная ситуация на прогулке, как стимул к исследованию. Вышли с детьми на прогулку и кто то выбросил из кармана фантики от конфет. Собрали, поговорили почему нельзя так делать, но на следующий день я раздала детям фантики и предложила всем их выбросить на участок и посмотреть со стороны на что он стал похож и представить, что получиться если каждый житель города так сделает. Затем собрали и провели беседу на тему «Наша планета Земля в опасности».

В группе продолжили эксперимент - дети крепят на скотч фантики на глобус и оценивают во что может превратиться наша планета Земля, если каждый ее житель будет выбрасывать мусор где попало.

Опыты и исследования на занятиях. Опыты и исследования на занятиях вызывает наибольший интерес к процессу обучения и мотивируют детей к получению знаний. К примеру, вторая половина дня читая сказку «Соломинка, лапоть и пузырь», ставлю перед детьми задачу как помощь героям сказки перебраться через реку. Выслушав ответы детей предлагаю провести опыт, в результате которого уточняются и закрепляются знания о свойствах дерева, его строении и способах использования в быту. На занятии решается не только образовательная задача, но и интерес к художественной литературе и стимулируется творческий потенциал, занятие заканчивается продуктивной деятельностью – дети мастерят плотики для сказочных героев из бумаги.

Вопрос ребенка, как стимул к эксперименту. Например, «Мы на выходных гуляли по набережной, там очень красиво, но вода очень грязная почему?» или «Почему на клумбе цветы растут, а на рядом с ней нет?». Практически на любой детский вопрос всегда можно совместно провести наглядный опыт, простой эксперимент и ребенок найдет в нем ответ на свое «почему».

Для того, чтобы поведение даже маленького человека было осознанным и мотивированным недостаточно просто призывать детей не сорить, не обрывать, не ломать. Необходимо наглядно при помощи действия с ними показывать, что может произойти в результате того или иного отношения к природе и ко всему окружающему. И чем раньше мы начнем это делать, тем больше шанс вырастить экологически воспитанное поколение.

Методические рекомендации.

У детей 5 – 6 лет формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Поэтому детское экспериментирование является наиболее актуальной формой поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Достоинства этого метода заключаются в следующем:

1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

2. Обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.

3. Развивается речь.

4. Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие либо предметы и явления для достижения определенного результата.

5. Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

6. Для проведения многих опытов не нужна специальная лаборатория, все что необходимо можно найти в группе или принести из дома, привлекая родителей.

Стимулом для эксперимента всегда может послужить постановка проблемной ситуации в любом режимном моменте. Дети дошкольного возраста с удовольствием выполняют всякого рода исследования, которые предоставляют им возможность самим найти ответы на вопросы «как» и «почему». Этот метод развивает у детей способность к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности к знаниям, проявляющихся в познавательном интересе.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Коллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаКоллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста .

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность» Содержание Введение Актуальность Теоретическая база Результативность Введение.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствам экспериментальной деятельности» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Презентация «Развитие познавательной активности в процессе экологического воспитания через экспериментирование» В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Мы хотим видеть наших воспитанников.

Семинар-практикум для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Сотрудничество как путь к пониманию» Семинар-практикум с элементами тренинга «Сотрудничество как путь к пониманию» для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Актуальность.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Семинар-практикум «Осуществление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Опубликовано: 18 июня 2018 в 21:19
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экологическая театрализованно — игровая программа «В гостях у Мусорины Кислоткиной»
Сценарий игровой программы. В гостях у Мусорины Кислоткиной. каждому при входе привязать разноцветные ленты на ручку ( допустим 7 цветов как радуга) потом,...
Фотоотчёт «Лето, лето к нам пришло!»
Лето-удивительное время года, когда дети всё свободное время в детском саду, кроме дневного сна, проводят на на свежем воздухе. Поэтому важно организовать...
Детский мастер-класс по коллажу «22 сентября — Всемирный день без автомобиля. Дорогу...
Уважаемые коллеги! Сегодня во всём мире отмечается День без автомобиля. Эта экологическая акция призывает жителей планеты отказаться в этот день от поездок...
«Знатоки природы» конспект НОД в старшей группе
«Знатоки природы» Цель: Экологическое воспитание в процессе экспериментальной деятельности, бережного отношения к природе и применение полученных знаний в...
Интернет-викторины в жизни наших воспитанников
Здравствуйте коллеги и гости моей странички! Наши воспитанники постоянно принимают участие в интернет - викторинах. Это очень хорошо, потому, что мы можем...