Лучший педагог года

Родительское собрание «Формирование положительной самооценки дошкольника»

Лейхман Светлана Николаевна
Родительское собрание «Формирование положительной самооценки дошкольника»

Время проведения: ноябрь, 2023 г.

Форма проведения : круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1,5 часа.

Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.

Задачи: выявить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье; ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка; обратить их внимание на последствия низкой или завышенной самооценки; рассказать о приемах, помогающих ее повысить.

Публикация «Родительское собрание „Формирование положительной самооценки дошкольника“» размещена в разделах

Ход мероприятия

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. В развитии личности ребенка самооценка играет большую роль. В дальнейшей жизни от этого будет зависеть успешность человека.

Адекватный образ «я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми, в первую очередь родителями, и сверстниками. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и умения. Пятилетний ребенок, оценивая свои практические умения, преувеличивает свои достижения. К шести годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже в не в такой открытой форме, как раньше. К семи годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности.

Самооценка динамична : она возникает, удерживается или исчезает. Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимися у человека качествам, возможностям) и неадекватными (завышенными или заниженными). Неадекватность самооценки - один из самых неблагоприятных факторов психологического и нравственного развития личности.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М. И. Лисиной).

Адекватная самооценка формируется, если:

родители уделяют ребёнку достаточно много времени;

• оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников;

• часто поощряют / не подарки/;

• наказывают в виде отказа от общения;

• адекватно оценивают физические и умственные данные;

• прогнозируют хорошие успехи в школе.

Дети с адекватной самооценкой :

• анализируют результаты деятельности;

• пытаются выяснить причины неудач;

• уверены в себе, активны;

• быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;

• настойчивы в достижении цели;

• стремятся к сотрудничеству;

• общительны и дружелюбны.

Завышенная самооценка формируется, если:

родители уделяют ребёнку очень много времени;

• оценивают высоко, выше, чем большинство сверстников;

• очень часто поощряют / в том числе подарки/;

• редко наказывают;

• очень высоко оценивают физические и умственные данные;

• ожидают отличные успехи в школе.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой :

• очень подвижны, не сдержаны;

• быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;

• часто не доводят начатое дело до конца;

• не анализируют свои поступки;

• не осознают своих неудач;

• склонны к демонстративному поведению, доминированию.

Заниженная самооценка формируется, если:

родители уделяют ребёнку очень мало времени;

• оценивают ниже, чем большинство сверстников;

• не поощряют;

• часто наказывают, упрекают;

• низко оценивают физические и умственные данные;

• не ожидают успехов в школе и в жизни

Дети с заниженной самооценкой :

• нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны;

• готовы расплакаться в любой момент;

• тревожны, не уверены в себе;

• трудно включаются в деятельность;

• заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными;

• имеют низкий социальный статус в группе сверстников

Заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения работоспособности до проявления агрессии.

Негативная самооценка может привести к :

• Развитию нерешительности, застенчивости.

Ребенок может избегать ситуаций, в которых нужно проявлять речевую активность, отказываться от ведущих ролей в играх.

• Эмоциональной неустойчивости (обидчивости).

Малыш обижается при проигрыше в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса, недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.

• Страхам.

Малыш боится новых людей, новых ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один и т. п.

• Тревожности.

Общение у тревожных, неуверенных в себе детей становится избирательным, эмоционально-неровным. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми.

• Конфликтности.

Ребенок может сам провоцировать конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других.

• Агрессивности.

Ребенок может ломать игрушки, толкать сверстника, кусаться, плеваться, щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т. п.

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей.

• Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.

• Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните — похвала, также как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

• Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.

Диагностика семейных отношений.

Непосредственное восприятие и интуиция ребенка очень точно отображают тонкости отношений взрослых. Нередко именно рисунок семьи, сделанный ребенком, раскрывает родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях.

В любом взаимодействии между ребенком и взрослым правомерен не только вопрос взрослого “Почему мне сложно с этим ребенком?”, но и вопрос ребенка “Почему мне сложно с этим взрослым?”. И если ребенку трудно его высказать, то это не значит, что мы имеем право, на него не отвечать.

Инструкция:

Информация, которую вы получите, ни в коем случае не должна использоваться для упреков (“Почему ты не любишь бабушку?”). Это только повод для ваших размышлений, а не для воспитательных мероприятий или “карательных” санкций.

Рисуночный тест “Моя семья”.

Ребенку предлагалось нарисовать семью, не наводя его на мысль – кого или что он может нарисовать. Рекомендовалось использовать для рисования простой карандаш (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток.

В ходе рисования отслеживался порядок появления персонажей и предметов. Существует большая психологическая разница между отношением автора к тому персонажу, кого он нарисовал первым, и к тому, кто будет нарисован последним, или кого вообще “забудут” нарисовать.

Ребенка попросили подписать всех персонажей рисунка.

Рисуночный тест на определение уровня самооценки.

Нарисуй на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Ребенку дается следующая инструкция: “Представь себе, что на верхней ступеньке находятся самые лучшие дети на свете; самые умные; у них все получается быстро, хорошо, легко; их хвалят родители, учителя, у них много друзей.

А на самой нижней ступеньке – те, кто плохо учится, кого часто ругают родители.

Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя соответствующей ступеньке”.

Роль самооценки в формировании личности.

От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности.

Как и почему у детей формируется та или иная самооценка?

В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.

Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то и у него формируется позитивная самооценка.

Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.

В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.

Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими.

Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы. Ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.

Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки :

1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.

2. Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?

3. Если ощущение неполноценности терзают ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой ос

Итог родительского собрания :

1. Регулярно проводить беседы с детьми по правилам поведения дома, в школе, на улице.

2. Использовать рекомендации педагога по организации учебной деятельности учащихся.

3. С помощью рисунка семьи постараться приблизиться к восприятию многообразного мира человеческих отношений. В рисунке семьи случайностей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.

Постараться понять детей и эффективнее помогать им в преодолении трудностей их развития.

4. Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение недовольства, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка.

Поэтому вывод таков: Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценкиЦентры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Родительское собрание «Как общаться с ребенком?» Целевая аудитория: родители (законные представители) воспитанников старшей группы компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Формирование положительной самооценки дошкольника»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 20:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД