Анна Корень
Родительское собрание. Логопункт.
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание
1слайд
Заботливым родителям о работе дошкольного логопункта
Уважаемые родители. Я вам расскажу о работе на дошкольном логопункте. Вопросы прошу задавать по ходу. Как в школе – поднимаем руку.
2 слайд
ФЗ от 29.12.2012г. №273- ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
задачи стандарта
• Дошкольное образование – уровень общего образования;
Публикация «Родительское собрание, Логопункт,» размещена в разделах
• Отделяет дошкольное образование от услуги по присмотру и уходу.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
3 слайд
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:
• Это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования.
• Это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификацией.
4 слайд
Цель ФГОС ДО:
• Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
Разным детям равные возможности
• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
• Сохранение единства образовательного пространства
5 слайд
Задачи дошкольного образования
• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
6 слайд
ОВЗ
Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи. С выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. С нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении.
Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.
(Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями, другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу).
Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
но признать их детьми с ОВЗ может только ПМПК
7 слайд
Дети с речевыми нарушениями.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФНР характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФНР включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д
ЛГНР – нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия, однако отмечается ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя речи)
8 слайд
Количество детей логопункта по речевым заключениям
9 слайд
Критерии обследования речи (показать альбом)
• Понимание речи (понимание целостных словосочетаний; знание предметов, действий, частей тела; узнавание предметов по их назначению; грамматических форм слов; лексического значения отдельной фразы; понимание текста)
• Связная речь (составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, пересказ, рассказ – описание, рассказывание сказок).
• Словарь (предметный словарь – чем?; части предметов; обобщение; детёныши животных; профессии; прилагательные образованные от существительных; притяжательные прилагательные; антонимы; глаголы – кто что делает? как передвигается)
• Грамматический строй речи (мн. ч. сущ. лист – листья; Р. п. сущ. мн. ч. – листьев; предлоги; согласование сущ с прилагательными, числительными; уменьшительно-ласкательная форма; падежныеконструкции)
• Звукопроизношение (с учётом положения звука в слове, повторение фраз)
• Фонематическое восприятие (хлопни, отбери картинки, повтори) – анализ звукового состава слова
• Слоговая структура слова (назови, повтори, предложения)
10 слайд
Организация работы
формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
11 слайд
Что такое СДВГ? синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
СДВГ страдают:
около 7 миллионов детей и 7 миллионов взрослых во всем мире
3%-7% детей и подростков школьного возраста
Мальчики и девочки в соотношении 4:1
У девочек СДВГ чаще проявляется преобладанием нарушений внимания.
У 60% пациентов СДВГ сохраняется во взрослом возрасте Распространенность СДВГ у взрослых - 4%
СДВГ выявляется приблизительно с одинаковой частотой в разных странах
Ключевые симптомы (гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность)
Нарушения внимания:
(из перечисленных ниже признаков хотя бы 6 должны сохраняться не < 6 мес):
1. Невнимателен к деталям, либо допускает ошибки по невнимательности
2. Не может удерживатьвниманиепри выполнении заданий или в процессе игровой активности
3. Производит впечатлениене слушающегопри непосредственном обращении
4. Не доводит до конца выполнение инструкций или заданий,домашние поручения по причине оппозиционного поведения, либо неспособности понять инструкции
5. С трудом выполняет (либо не в состоянии выполнять) задания связанные с планированием и организацией
6. Избегаетили неохотно выполняетзадания, требующиезначительного умственного напряжения
7. Теряет важные вещи
8. Легко отвлекаем
9. Регулярно проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
Гиперактивность
1. Совершает мелкие беспокойные движения руками и ногами, либо крутится, сидя на месте
2. Вскакивает, когда требуется сидеть, например во время урока или в других ситуациях
3. Проявляет избыточную двигательную активность, неадекватную ситуации, например без видимой причину бегает и прыгает в не приспособленном для этого месте
4. Слишком шумен, либо не может вести себя спокойно
5. В различных обстоятельствах устойчиво демонстрирует избыточную двигательную активность, которая не регулируется в ответ на изменение социальной ситуации – ведет себя как «вечный двигатель»
- ГИПЕРАКТИВНОСТЬ НАБЛЮДАЕТСЯ С РОЖДЕНИЯ.
- ИЗБЫТОЧНАЯ МОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ ВСЕГДА БЫВАЕТ БЕСЦЕЛЬНОЙ И НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ КОНКРЕТНОЙ ОБСТАНОВКИ.
- ЧРЕЗМЕРНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НЕРЕДКО СОЧЕТАЕТСЯ С ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
- В НОВОЙ ОБСТАНОВКЕ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ МОЖЕТ «ТОРМОЗИТСЯ»
Импульсивность
1.«Выпаливает» ответ, не дослушав вопрос до конца
2. Не в состоянии ожидать своей очереди в в групповых процессах или игровых ситуациях
8. Перебивает и прерывает других, например вмешивается в чужой разговор или игру
4. Чрезмерно говорлив неадекватно социальным обстоятельствам
ПОСЛЕ ГОДА ПРОЯВЛЯЕТСЯ АФФЕКТИВНЫМИ ПРИСТУПАМИ
В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРОЯВЛЯЕТЯС ТРУДНОСТЯМИ ПЛАНИРОВАНИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ И ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ
ДЕТИ С СДВГ ХОРОШО ЗНАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, НО СЛЕДОВАТЬ ИМ У НИХ «НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ» – ИХ ПОСТУПКИ
ОТЛИЧАЮТСЯ ПОРЫВИСТОСТЬЮ И НЕОБДУМАННОСТЬЮ, НО БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО УМЫСЛА
ДЕТИ С СДВГ С ТРУДОМ УЧАТСЯ НА СОБСТВЕННЫХ ОШИБКАХ
12 слайд
Диагностические критерии СДВГ.
Особенности поведения:
появляются до 8 лет;
обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском саду, дома, в труде, в играх);
вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Необходимо наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно, не соответствующих возрастной норме.
Разграничивают 3 основных формы СДВГ:
1. с преобладанием гиперактивности и импульсивности (дошкольников)
2. с преимущественным нарушением внимания (подростки)
3. смешанная (младшие и средние школьники)
13 слайд
Возрастная динамика проявлений СДВГ
• Дошкольный возраст - гиперактивность и импуль-сивность, часто в сочетании с речевыми проблемами и неловкостью
• Школьный возраст – невнимательность, импуль-сивность и гиперактивность, приводящие к школьной дезадаптации и трудностям в социальной коммуникации; часты страхи, оппозиционно-агрессивное поведение, низкая самооценка и психо-эмоциональная неустойчивость
• Подростковый возраст - импульсивность и нару-шение внимания; характерны несамостоятельность, безответственность, неорганизованность
• Взрослый возраст - нарушение внимания и импуль-сивность, проявляющияся неорганизованностью, забывчивостью, конфликтностью
.
Сопутствующие заболевания при СДВГ
В большинстве случаев пораженные функции включают речь, зрительно-пространственные навыки и/или двигательную координацию. Характерной особенностью повреждений является тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше (хотя более легкая недостаточность часто остается во взрослой жизни). Обычно проявляются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Большинство этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек
14 слайд
Социальные последствия СДВГ
15 слайд
Принципы лечения СДВГ
• Своевременность – с 4-5 лет
• Комплексность – медико-психолого-педагогическая коррекция
• Длительность – 6-24 мес – иногда пожизненно
16 слайд
Правила работы с домашними заданиями
17 слайд
Домашнее задание включает:
18 слайд
Участие родителей.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
Обеспечение разнообразия содержания и адаптацияиспользуемой Программы для коррекционно-развивающих целей, влечет за собой применение различных форм, методов работы с детьми, которые позволяют обеспечить индивидуализацию обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, применение новых технологий и современного оборудования.
Применение информационно-коммуникационных технологий в целом повышает познавательный интерес, мотивацию. Это позволяет использовать в индивидуальной работе компьютерные игры, направленные на коррекцию нарушений каждого конкретного ребёнка
Использование информационно-коммуникационной технологии в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, создания благополучного эмоционального фона. Активизирует познавательно-речевую деятельность, способствует развитию психических процессов детей дошкольного возраста. Игры используются как самостоятельное занятие, решающее определённые задачи и направленные на развития ребёнка
В работе использую развивающие игры «Баба- Яга учится читать», «Скоро в школу! Тренируем память», «Скоро в школу! Учимся читать», «Маша и медведь. Развивающие занятия для малышей», пособие «Учимся правильно говорить».
19 слайд
Полезные ресурсы
Спасибо за внимание.