МААМ-картинки

Родительское собрание «Впервые в детском саду: проблемы адаптации»

Гульнара Овчинникова
Родительское собрание «Впервые в детском саду: проблемы адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы

При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период.

Как вы понимаете термин «адаптация», что это такое?

Адаптация – сложный и постепенный процесс привыкания к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка.

Чтобы избежать осложнений и обеспечить спокойное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Как это правильно сделать? Поэтапно:

Публикация «Родительское собрание „Впервые в детском саду: проблемы адаптации“» размещена в разделах

I этап - подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до прихода ребенка в детский сад. Задача этого этапа – устранить причины, ведущие к тяжелой, затяжной адаптации.

Для этого необходимо провести коррекцию в домашней обстановке. Делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка.

*Например, заранее необходимо избавиться от своеобразных привычек ребенка. Обратите внимание на то, что трудно будет тем детям, кто до поступления в детский сад не перестал сосать соску, бутылочку, ходить в штанишки, обходиться без укачиваний перед сном. От всего этого нужно избавиться заблаговременно до детского сада. Иначе Вы подвергаете своего ребенка большому риску заработать невротические реакции: когда на неокрепшую психику ребенка ляжет стрессовая ситуация адаптации и плюс еще стресс отучения от вредной привычки.

В чем могут проявляться невротические реакции? Это различные тики, мышечные зажимы, энурезы, потеря уже имеющихся навыков (умение есть самостоятельно, ходить на горшок, разговаривать) или уход в себя - у каждого ребенка это индивидуально, мы можем только предполагать и своевременно предупреждать.

*Так же на этапе подготовки ребенка к ДОУ необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых - это положительно скажется на его самочувствии.

То есть заблаговременно до детского сада активно приучаем ребенка к элементарным навыкам самообслуживания, поощряем попытки самостоятельных действий.

Что же должен уметь ребенок к моменту поступления в детский сад :

- самостоятельно садиться на стул, вставать с него, задвигать его, перемещать;

- самостоятельно пить из чашки, есть из тарелки;

- пользоваться ложкой, вилкой;

- активно участвовать в одевании, раздевании, раскладывании вещей, умывании;

- и владеть элементарными культурно-гигиеническими навыками: пользование носовым

платочком, салфеткой, расческой.

А наглядным примером всех этих действий выступаете Вы - сами родители. Но это не значит, что вы делаете все за ребенка – вы делаете вместе с ним.

*Следующее, что мы должны сделать на этом этапе – максимально приблизить домашний режим дня к детсадовскому.

Ведь представьте, если Ваш ребенок будет переносить переживания связанные с разлукой сонный или на голодный желудок. И все это будет происходить только потому, что он не привык во время ложиться спать, есть каши по утрам или есть горячие обеды перед дневным сном. Или к примеру, он обходился только сухими перекусами или чаем с вкусняшками, а дневной сон отсутствовал. Конечно, это нужно исправлять заранее!

Помните, «голодный, не отдохнувший ребенок – это нервный ребенок».

Поэтому в ваших силах заранее поинтересоваться режимом дня детского сада и начать жить по нему всей семьей, опять же, что бы избежать нервных потрясений и не усугубить течение адаптации.

*На подготовительном этапе у Вас также есть время помочь ребенку научиться играть в игрушки, потому что многие дети этого делать не умеют.

Используя игрушки, разыгрывайте небольшие сюжеты, истории. Истории должны быть связаны с участием самого ребенка (кукла играет роль ребенка). Вы разыгрываете ситуацию про то как вы делаете покупки в магазине, играете на площадке, выступаете на празднике. Только таким образом, ребенок будет иметь представление, как себя вести в той или иной ситуации.

Такой профилактический метод называется игротерапия и он действительно будет полезен детям в период адаптации. Если, конечно, родитель играет совместно с ребенком и показывает достойные варианты действий (исключите агрессивные, угрожающие манипуляции с игрушками, используйте больше положительных примеров и вежливых высказываний). Пусть в постановке участвует как можно больше игрушек – это позволит расширить круг действий.

Замечательно, когда ребенок может самостоятельно занять себя игрушками. Это поможет ему отвлечься от переживаний в течение дня.

Поэтому, мой совет Вам: больше играйте с ребенком, а не перекладывайте эту обязанность на телефон.

* Что касаемо игры еще: развивайте подражательность в действиях: «полетаем, как во-робушки, попрыгаем как зайчики, выгнем спинку, как кошечка». Дети этого возраста лучше реагируют на такие сравнения, нежели на просто повелительную форму обращения: прыгай, изобрази, полетай…

* По возможности расширяйте круг общения ребенка, помогите ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, если такой есть. В повседневной жизни обращайте внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, героев сказок и мультфильмов. Высказывайте свое отношение к происходящему вслух. Например, «Посмотри, мальчик хочет поделиться с тобой, это хороший мальчик и ты не должен жадничать». Или противоположный пример, «Эта девочка ведет себя плохо: она на всех кричит, обижает киску и т. п. Так делать нельзя»

Как только в семье все выше перечисленные задачи будут успешно решены, условно считается, что ребенок подготовлен к приходу в д/с, наступает следующий этап – где в работу включается уже непосредственно педагог.

II этап – основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя.

Вы должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Если ребенок будет видеть положительные отношения мамы с незнакомой тетей, то начинает рассуждать так: «Мне опасаться нечего, ведь мама меня ни за что не отдала бы плохим людям» и начнет доверять воспитателям.

Возьмите на заметку, что зачастую ребенок больше расположен к тому воспитателю, который его встретил в первый день. И на протяжении всего времени он может тянуться к нему, а второго воспитателя не будет воспринимать. Это совсем не значит, что один воспитатель любит вашего ребенка, а другой относится к нему плохо. В такой ситуации помогите вашему ребенку принять обоих педагогов. Это в ваших силах.

На этом этапе очень важно рассказать воспитателям об особенностях Вашего ребенка, не отказывайтесь участвовать в анкетах, где вы можете вкратце охарактеризовать своего ребенка, что его успокаивает и, напротив, что может вывести из себя. Воспитатели также имеют право знать и о заболеваниях ребенка.

(анкета для родителей «Мой ребенок»)

Таким образом, воспитателям будет легче найти подход к вашему ребенку, контакт произойдет значительно быстрее, а ребенок в свою очередь даст ответный положительно-эмоциональный отклик.

III этап – заключительный.

Первые дни – вы приводите ребёнка на 2-3 часа. Затем в течение недели приводите малыша и оставляете в саду до обеда. Мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения, эмоционального настроя, сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

Планируйте свое время так, чтобы в первые 2—4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

Конечно же, на данном этапе будут детские слезы и истерики

и у родителей возникает вопрос : «Как быть? Что делать?»

Может быть я вас удивлю, но вообще это хорошо, что ребенок плачет.

Плачь:

- успокаивается эмоционально,

- даёт сигнал «обратите на меня внимание».

Большую тревогу как раз то вызывают тихие, «покорные» дети, которые все переживания держат в себе. Те дети, которые переживают стресс про себя, скорее всего, впоследствии будут тревожными.

Но со временем, вы будете замечать, что нормализуется настроение, самочувствие ребенка, его аппетит, и в последнюю очередь нормализуется сон. То есть, привыкание идет к своему завершению.

На этапе привыкания ребенка к детскому саду :

- не посещайте людные места,

- не принимайте дома шумные компании,

- не перегружайте ребенка новой информацией,

- поддерживайте дома спокойную и дружелюбную обстановку.

Отдельным пунктом хотелось бы выделить

момент расставания родителя и ребенка в утренний прием.

Как нужно правильно организовать утро, чтобы день и у мамы,

и у ребенка прошел спокойно?

Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш.

Ребенок «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается, если расстраиваетесь вы.

* И дома, и в садике говорите с ребенком спокойно, но уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в садике – при раздевании.

*Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но в то же время уверенным голосом. Озвучивайте все, что вы делаете (используйте стишки, прибаутки, потешки).

*Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик. Видя, что зайчик «очень хочет в садик», ребенок заразится его уверенностью и хорошим настроением.

*Домашний питомец может также прийти на помощь.

*Некоторым детям в течение дня поможет справиться с тоской Ваша фотография, просто какая-то вещь из дома, мамина губная помадка, папин брелок от ключей.

*Другие дети, напротив, ни под каким предлогом не хотят носить в садик свои игрушки из дома. В таком случае не настаивайте, чтобы лишний раз не раздражать ребенка.

Все это индивидуально. Вы это поймете по ходу адаптации, если будете внимательны к своему ребенку.

Вам на заметку!

* Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать даже после его ухода.

Выход такой: пусть ребенка в период привыкания отводит тот родитель или родственник, с которым ему будет легче расстаться, т. е. тот, к которому он меньше всего привязан.

*Прощаясь, обязательно скажите ребенку, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Ребенку легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Со своей стороны: раз пообещали, не задерживайтесь. Выполняйте свои обещания, чтобы не подорвать доверие ребенка к себе!

*У вас должен выработаться свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, воздушный поцелуй, сказать «пока»). Договоритесь с ребенком еще до начала адаптации, как будете прощаться и отрабатывайте этот вариант. Так ребенку будет проще воспринимать уход мамы. Он будет принимать это, как само собой разумеющееся.

После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает ребенок.

…И даже прослушав всю полезную информацию здесь и начитавшись интернета, к сожалению, родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

* Нельзя наказывать или сердиться на ребенка за то, что он плачет при расставании или дома при сборах в детский сад!

Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово».

Лучше еще раз напомните ему, что вы сильно его любите и обязательно придете.

* Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет любимым и безопасным.

* Нельзя плохо отзываться при ребенке о воспитателях и обслуживающем персонале детского сада. Ребенок может начать рассуждать так: «Детский сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди». Тогда тревога не пройдет вообще.

*Нельзя говорить ребенку, что вы придете очень скоро, когда сами точно знаете, что скоро прийти не получится. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Обычно адаптация детей к ДОУ не превышает двух месяцев. Но существуют разные варианты протекания этого периода. Поэтому условно ее делят на 3 степени: легкую, среднюю и тяжелую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель.

- Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели;

- через 1-2 недели налаживается сон;

- настроение бодрое, заинтересованное, может присутствовать утренний плач;

- отношения с близкими не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро

отвлекается при расставании;

- отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным;

- речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания

взрослого. К концу первого месяца активная речь уже восстанавливается.

- заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений;

- вес без изменений;

- невротические реакции отсутствуют.

При средней степени адаптации нарушения в общем состоянии ребенка будут выражены ярче и продолжительнее, чем было в первом случае.

- Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает: он

кратковременный, чуткий.

- Аппетит восстанавливается через 20—40 дней.

- Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.

- Поведенческие реакции восстанавливаются лишь к 30-му дню пребывания в ДОУ.

- Отношение к близкими — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании

и встрече).

- Отношение к детям, как правило, безразличное, но при поддержке взрослого может

быть и заинтересованным.

- Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

- Игра ситуативная, по настроению.

- Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений.

- Вес не изменяется или несколько снижается.

- Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со

взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.

- Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами,

пылающие щечки, шелушение кожи (диатез).

При тяжелой степени адаптации :

- Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со

слезами;

- аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, как

следствие значительная потеря веса;

- может присутствовать невротическая рвота;

- может появиться нарушение стула, бесконтрольный стул;

- настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет;

- поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ;

- отношение к близким — эмоционально-возбужденное;

- отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию;

- речью не пользуется или имеет место быть задержка речевого развития;

- игра либо отсутствует, либо она ситуативная и кратковременная;

- заболеваемость повышенная, с осложнениями. Все это происходит, потому что

защитные силы организма не справляются со стрессом.

- Такой вид адаптации может растянуться до 6-ти месяцев. В тяжелых случаях решается

вопрос о том, что ребенок пока не садовский и в силу некоторых причин посещать

детский сад не может. Т. е. решение выносится в пользу ребенка.

Надеюсь, что все дети благополучно пройдут этап привыкания к новым условиям. Главное, чтобы Вы – родители сами привыкли к мысли: «Мой ребёнок пошел в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками, получать новые знания. Я хочу, чтобы он пошёл в детский сад». Только такой позитивный настрой поможет вашим детям легко адаптироваться. Будьте спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми со своими детьми. Радуйтесь при встрече с ними, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой, я люблю тебя. Обнимайте ребёнка в этот период как можно чаще.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об адаптации детей в детском садуФотоотчёт об адаптации детей в детском саду Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3,5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития.

Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?»Рекомендации родителям и воспитателям «Как облегчить дошкольнику 2–3 лет период адаптации в детском саду?» Для того, чтобы маленький ребенок быстро и без видимого нервного напряжения привыкал к пребыванию в новой для себя обстановке, взрослым.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.

Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа)Родительское собрание «Нравственные отношения в семье и детском саду» (подготовительная к школе группа) Цель:Совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности;провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной.

Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа)Родительское собрание «Один день в детском саду. Проблемы и их решение» (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочется рассказать Вам о последнем родительском собрании, проведённым на днях. Многие трудности в работе воспитателя.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Впервые в детском саду: проблемы адаптации»
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 21:23
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Впервые в детском саду: проблемы адаптации»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Овчинникова (УИ 2283158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД