Cветлана Лунева
Родительское собрание в старшей группе «Развиваем воображение и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений родителей по развитию речи и воображения дома.
Задачи:
1. Познакомить на практике родителей с играми и упражнениями для развития воображения.
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Развиваем воображение и речь“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
2. Рассмотреть с родителями средства развития речи ребенка дома.
3. Активировать родителей к участию в воспитательно-образовательному процессу в группе.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, уважаемые родители!
Я рада приветствовать вас в нашем светлом, уютном зале. И наше общение я начну с загадки:
- Живет в пещере чудовище,
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища длинный хвостище,
Крепкие у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи!
Блестящие его усищи!
- Кого вы представили, прослушав мою загадку?
- Правильный ответ: «Да ты не бойся, малышка!
Чудовище – это мышка!
Пещера – Мышкина норка!
А сокровище – хлебная корка!
Воспитатель: Получается, что у каждого появился собственный образ и тема нашего собрания :
Воспитатель: 1) Воображение. Влияние развития речи на него.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, что такое воображение?
Воспитатель: Итог: Воображение – это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний, посредством новых их сочетаний и соединений.
Воспитатель: 2) Тогда, что должны делать родители и мы педагоги, чтобы разбудить маленького волшебника?
Воспитатель: подводим итог: Должны расширять жизненный опыт ребенка, создавая различные ситуации, организуя сюжетные игры и читая художественные произведения, беседуя и рассуждая с детьми.
Тест.
А сейчас вам предлагается тест «Определение уровня воображения».
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет».
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая – отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2,1)
2. Часто ли вы скучаете? (1,2)
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя! (1,0)
4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2,1)
5. «Широко» ли вы пишете, много ли занимаете места на бумаге? (1,0)
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды? (2,1)
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0,1)
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие либо образы, связанные с ней? (1,0)
9. Любите ли вы писать длинные письма? (2,1)
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1,0)
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1,0)
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь, смотря кино? (1,0)
Итак, подсчитайте очки.
14-17-очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако, немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Воспитатель: Хочу перейти к небольшой теоретической части. На протяжении дошкольного возраста воображение ребенка постепенно превращается из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего это игрушка) в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное творчество (сочинение сказок, стихов, придумывание загадок).
Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи.
Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные афазией (при некоторых заболеваниях мозга нарушается речь, обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения.
Речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, способствует формированию представлений о предмете, которого он не видел, дает возможность мысленно преобразовать его.
В пять лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет, появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи и мышления, ребенок самостоятельно выдумывает различные истории, сказки, перевертыши.
Примеры:
Но мы говорили, что главным материалом для воображения, являются собственный опыт и знания ребенка. Так как такого материала у дошкольника меньше, чем у взрослого, поэтому необходимо сотрудничество: взрослого и ребенка.
Приемы развития воображения
1. Увеличение – уменьшение
2. Оживший рисунок
3. Машина времени
4. Дайте новое название картине
5. Прием ускорение – замедление
6. Придумайте новый праздник или конкурс
7. Придумайте новую игру
8. Оживление героев литературных произведений
9. Придумайте фантастическое сооружение
10. Превращение человека в любой объект
Первой формой проявления детского воображения, являются игры со взрослыми, включенные в воображаемую ситуацию (дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей).
Взрослый должен управлять этим процессом. Сначала показать, как выполнять работу, затем совместно действовать, и только после этого ребенок действует самостоятельно. Обязательной должна быть актуализация прошлого опыта ребенка, с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен учить умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль.
Сейчас мы с вами попробуем организовать деятельность с использованием речевых заданий и упражнений, которая поможет нам развивать воображение и речь.
Но перед тем как начать играть, выполним следующее задание: перед вами мини-каталог, в нем перечислены приемы развития воображения, отметьте те приемы, которые, по вашему мнению, можно использовать дома.
Начинаем:
- Приглашаю вас в картинную галерею: придумайте новое название картины.
- Как бы вам жилось дома, если бы дочка была Дюймовочкой, а сын Гулливером.
- Придумывание загадок приемом сравнения.
- Предание объектам неживой природы способности и качества живых существ (двигаться, говорить и т. д.)
- Игра «Чудесный мешочек». В нем собрано множество предметов, выбираем один и в парах придумываем историю (не забываем, что мы наделяем объект способностями живых существ).
Воспитатель: Молодцы! На экране мы увидим фрагмент этой же игры, но только наших детей.
Подводя итог, хочу повторить слова Альберта Эйнштейна, который считал: «Умение воображать, выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смело управляемое воображение – это бесценное свойство оригинального мышления и хорошо развитой речи».
Но это еще не все. В завершении собрания прошу оценить нашу работу:
Простясь до завтра
С детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
- Устала я шагать идти!
- Зачем шагать? – сказала мать, - Попробуй зайцем поскакать.
Вот так, еще давай-ка!
Отлично! Ай да зайка!
А как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, тихо, осторожно…
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок? Но постой!
Вот мы уже и дома!
До свидания!