Олеся Климова
Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Игра не забава»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в первой младшей группе на тему : «Игра не забава».
Программное содержание:
- повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста;
- формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности;
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе на тему „Игра не забава“» размещена в разделах
- стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком;
- обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Подготовительная работа:
Памятка по игре: «Чему обучается ребенок в игре»
Консультация для родителей : «Роль игры в жизни ребенка»
Ход мероприятия
1. Вступительная часть
Воспитатель 1
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами.
Психологическая разминка «Улыбка»
Воспитатель 2
- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
2. Основная часть
Воспитатель 1
Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Послушайте высказывания известных педагогов:
(Слайд 1)
Воспитатель 2
«Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
(Слайд 2)
Сухомлинский Василий Александрович
Воспитатель 1
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет.»
Макаренко Антон Семенович
Воспитатель 2
- Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает начальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Воспитатель 1
Значение игры в формировании личности ребенка :
- По своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребенок.
- Именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности ребенка, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира.
- Все естественные потребности у ребенка : познавательная (желание узнать новое, художественная (рисовать, музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы, могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности.
- Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка.
- В игре у ребенка формируется воображение, развивается способность к преобразованию действительности в образе.
Воспитатель 2
Возможности игры огромны, они:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренируют наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности у детей;
- Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
- Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Воспитатель 1
А теперь давайте поиграем. На вопросы постарайтесь отвечать максимально честно и откровенно.
Игра с мячом.
Воспитатель 2
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?
9. Какие игрушки любимые у ребенка?
10. Кто чаще играет с ребенком : мама или папа?
Воспитатель 2
А теперь мы познакомим Вас с играми, в которые мы играем в детском саду :
Показ презентации.
Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых. Например, игры в детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Воспитатель 1
Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
Воспитатель 2
Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
Воспитатель 1
Строительные игры – с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.
Воспитатель 2
Музыкальные игрушки - погремушки, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино и др. музыкальные инструменты.
Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
Воспитатель 1
Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
Воспитатель 2
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
Воспитатель 1
- КАКИЕ БЫВАЮТ ИГРУШКИ? (Ответы родителей)
- Давайте вместе с вами, разделим игрушки на три группы :
Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма помогающие принять и удержать игровую роль (халат и шапочка врач, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка).
Воспитатель 2
Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.
Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.
Игрушки – дело серьезное. Пожалуй, не менее серьезное, чем выбор лекарств, няни, детского сада или школы для любимого чада. Игрушки могут развивать, лечить, развлекать. Но они, же способны расстраивать психику, давать ложное представление об окружающем мире, вызывать агрессию и попросту представлять угрозу для здоровья и жизни ребенка.
Воспитатель 2
- Давайте задумаемся, во что играют наши дети?. Какие игрушки мы им покупаем?
Сейчас большинство игрушек – это герои мультфильмов. Здесь основная проблема вот в чем: дети погрузились в этот искусственный мир экрана, а затем играют в то, что увидели. Заметьте, у многих героев мультиков нового поколения отсутствуют душевность, скромность и целомудрие. Они демонстрируют раскованность, подчас жестокость. Какие выходки допускает маленькая героиня в современном мультфильме «Маша и медведь»? Это же издевательство, оно становится моделью поведения. Кто будет потом терпеть такую Машу в реальной жизни?
Какой же выход? Самое главное – освобождаться от виртуального мира компьютерных игр и бесконечного просмотра мультфильмов. И здесь должны действовать взрослые. На самом деле проблема не в детях, а в их родителях, которым так очень удобно, чтобы ребенок его не трогал, ничем не тревожил, а спокойненько сидел возле монитора, да и сам родитель в это время сидит за своим ноутбуком. Ведь чтобы было нормальное воспитание, себя нужно заставить подняться из-за компьютера, пойти с ребенком на улицу, организовывать какие-то мероприятия. Нужно учиться общаться с детьми, и тогда мы сами поймем и увидим, как организовывать игры детей и чем их наполнять. Если освободить детей от авторитета героев мультфильмов, то будет легче предлагать им нормальные игрушки и игры.
Вот, что пишет в своей статье Вера Абраменкова, доктор психологических наук: «Посмотрите, что продается в наших магазинах и коммерческих ларьках. Вот миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Подарив любимому чаду эти «атрибуты правосудия», родители должны понимать, что ориентируют ребенка не на профессию полицейского, а на глубоко скрытые агрессивные тенденции, когда насилие – самый короткий путь решения проблем. Но это вовсе не значит, что любое оружие провоцирует жестокость. Когда-то мой четырехлетний сын, получив в подарок пластмассовый меч, тотчас направился с ним в темную комнату и через некоторое время вышел из нее счастливо улыбающимся: «Он убежал, Бармалей!» Игрушечный меч оказался грозным орудием мальчика против страха темноты, средством овладения собственным поведением.
Самая главная защита ребенка, как ни парадоксально, – обезоруживающее дружелюбие: помните, мудрая мама советовала Крошке-Еноту: «Улыбнись тому страшному, кто сидит в пруду»? А современный ребенок, берущий в руку пистолет или автомат, сразу направляет его на другого человека – сверстника или взрослого. Вы никогда не обращали внимания, что при этом детское лицо сразу искажает злобная гримаса? И эта злоба не способна его защитить, а лишь вызвать встречную агрессию. На силу ведь всегда найдется еще большая сила.
Дети сами выбирают эти игрушки, скажете вы, они им нравятся. Но ведь это мы предоставили им этот выбор и подготовили почву для потребности в нем. А для девочек придумали другие игрушки. Кто не знает кукол Барби и Синди. Какие жизненные ориентации для малышки символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Кто они – дочки? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, служанкой, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бойфренда.
Видео Нины Крыгиной «В семье растут мальчик и девочка»
В продаже были обнаружены куклы-гермафродиты. Они имели лица девочек и тела мальчиков. Подобные игрушки негативно сказываются на нервном и психическом здоровье ребенка. Куклы с двойственными половыми признаками могут стать причиной возникновения в будущем нервных расстройств и сексуальных отклонений.
Из-за границы в Россию приходят игрушки, негативно влияющие на психику ребенка. Играя с ними, ребенок становится жестоким и злым. Например, игрушка «Микки Маус» специально предназначена для того, чтобы ей причиняли физический вред. Она реагирует на побои ребенка – на ней появляются синяки и ушибы после ударов. Такая игрушка воспитывает у ребенка желание насилия и вырабатывает привычку к нему.
Другой, не менее ужасной игрушкой является резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности, при этом игрушка издает звуки, напоминающие душераздирающие крики жертвы. Это также не может положительно отразиться на психике.
«Резиновый Король Мамми» сам может причинить физический вред ребенку или его друзьям. У этой игрушки при нажатии выскакивает большой резиновый кулак.
Игрушка в виде искусственной пещеры с игрушечным динамитом учит ребенка обращаться со взрывным устройством и воспитывает у него отношение к взрывам как к забаве.
Иногда в детских магазинах можно встретить что-то вроде анти конструкторов — игрушки, которые нужно не строить, а разрушать. Они могут провоцировать у ребенка желание заниматься насилием и получать от этого удовольствие. Особенно это касается гиперактивных детей. Научившись ломать что-то, малыши начинают путать игру с реальность и в обычной жизни просто теряют тормоза. Если мальчик или девочка уже в дошкольном возрасте обнаруживает большую любовь к различным игрушечным монстрам и чудовищам, это может указывать на определенное эмоциональное неблагополучие.
Говоря о вреде и пользе предметов для игр, важно учитывать возраст ребенка. Так, традиционная мозаика очень полезна для детей от трех лет, она развивает мелкую моторику и пространственное мышление. Если же ее дать ребенку младшего возраста, она становится опасной: малыш обязательно потянет мелкие детали в рот.
Некоторые родители форсируют развитие ребенка, приобретая развивающие игрушки, рассчитанные на более старших детей. Зачастую вместо желаемого прогресса в обучении получается обратный эффект: не справившись с непосильно сложной задачей, ребенок теряет интерес к подобным занятиям. Чтобы не прогадать, обращайте внимание на возрастную категорию, большинство производителей указывают данный параметр на упаковках и этикетках.
Какие игрушки стоит покупать? Вот основные классы современных игрушек, с которыми можно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры:
- куклы и все для них (посуда, бытовая техника, дома, мебель и так далее,
- бытовые предметы (рассчитанные на ребенка, а не на кукол) : принадлежности для игры в доктора, посуда, игрушечная еда, телефон, печатная машинка, пылесос);
- всевозможные мягкие игрушки (зверята, человечки);
- строительные наборы и конструкторы;
- всевозможные машины, машинки и мотоциклы, а также все для них: автодороги, гоночные трассы, многоуровневые гаражи;
- транспорт: поезда и железные дороги, самолеты, вертолеты, ракеты, корабли, парусники, морские порты;
- всевозможное оружие, воины и военные игрушки. Ограничение любым одним классом игрушек приведет к сужению игрового опыта ребенка, поэтому всегда старайтесь, чтобы игрушки вашего малыша или малышки были разнообразными.
Куклы и мягкие игрушки очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, ибо игры с куклами и игрушечными зверятами помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь. Это зачатки становления детей как пап и мам! С другой стороны, всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, ибо современный мир насквозь пронизан техникой и девочкам тоже лучше начинать её осваивать "с младых ногтей". Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития. Игрушка-это внутренний голос ребенка. С одной стороны, ребенок отражает в игре события своей жизни, внутренние переживания, с другой постигает предметный и социальный мир вокруг себя.
3. Заключительная часть.
Воспитатель 2
- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитатель 1
И в заключении хотим вам сказать:
- Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! Игра – помощник нам, бесспорно, Игре все возрасты покорны. Взаимодействие в игре поможет понимать друг друга, Нам стать внимательней, добрей, И разрешить вопрос досуга. Играйте с нами! Придумывайте сами! Играйте с друзьями! Удача за вами!