Марина Грицкова
Родительское собрание в средней группе «Вместе играем — речь детей развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Колосок» п. Сатис
Родительское собрание в средней группе на тему :
«Вместе играем - речь детей развиваем»
Подготовила: Грицкова М. А.
п. Сатис
Конспект
Родительского собрания с родителями детей
среднего дошкольного возраста в форме круглого стола
Тема: «Вместе играем - речь детей развиваем».
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Вместе играем — речь детей развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития де-тей дошкольного возраста.
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать уст-ную речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье.
Оборудование: мнемотаблица Игрушки (2шт, мяч (1); набор мелких игрушек для обыгрывания (2 набора); игрушки: пирамидка, кукла, юла, неваляшка.
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь лю-дей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях.
Ход мероприятия
Воспитатель: Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе
- ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, ко-гда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Пере-скажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, вре-мя и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Эти проблемы и их решение знает учитель-логопед нашего образовательного учреждения Елена Альбертовна.
Одной из основных задач по развитию речи является развитие связной ре-чи у детей. Что такое связная речь?
Связная речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.
Связная речь имеет две формы :
диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать во-прос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную ре-плику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Например:
Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания
Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста и мы только учимся этому. Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать со-держание готового текста.
Уважаемые родители, как можно помочь пополнить словарный запас наших детей? Как вы думаете?
Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не обязательны специаль-ные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребен-ком, в творческих играх. Для этого используйте все, что ваш ребенок видит во-круг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. " К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розо-вый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему са-мые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сде-лан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи до-школьника имеет его общение с вами. - Развитие речи ваших детей происходит не только в детском саду в непосредственно образовательной деятельности или при чтении художественной литературе, но и в течение всего дня.
Поэтому, постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на зна-чимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Рас-скажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Привле-кайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выде-лить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятель-ности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет раз-виваться речь, мышление, фантазию. Т. к. в игре часто, и сложное становится до-ступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру са-ми. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, ожи-вит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будите развивать речевые способности у ваших детей.
Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью состав-ляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между со-бой с помощью вопросов-переходов.
Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.
Например, исходное слово «игрушки». Я задаю вопрос:
Воспитатель: игрушки, бывают какими?
Родитель : яркими, пластмассовыми, разноцветными.
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель : Радуга, калейдоскоп, телевизор.
Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?
Родитель : черно- белым, новым, прямоугольным.
Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?
Родитель : дверь, стол, подушка. и т. д.
Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами.
Для этой игры вам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, - гово-рить наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Игра «Угощаю».
Сейчас разделитесь на пары: мама и ребенок.
Вы можете предложить ребенку: "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Первая пара вспоминает сладкие слова, вторая -горькие, третья - кислые.
Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребё нок расскажет полу-чившуюся сказку своим родным: сестрёнке, бабушке, папе, своей любимой иг-рушке. Это уже первые шаги в овладении монологической речью.
Для придумывания новых сказок дома вместе подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девоч-ка - елочка - корзинка - зайчик, - домик.). Спросите у детей, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу дей-ствий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. По-степенно уводите его от подражания. Как другой вариант - можно попробовать составить сюжетный логический рассказ, если каждый играющий будет добав-лять по предложению. Интересно, что у вас получилось?
Перед вами набор маленьких игрушек для обыгрывания. Разделитесь на 2 груп-пы и создайте свой сюжет и расскажите нам свою придуманную сказку. Но каж-дый участник должен сказать свое предложение, чтобы сказка была последова-тельная, логическая.
Также очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектак-лей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Только почаще спрашивайте их об этом.
Вопросы родителей.
Вывод-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого об-щения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е овладе-ние речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших ру-ках.
Желаю вам удачи!