Марина Пашкова
Родительское собрание в средней группе по теме «Детская агрессия. Пути преодоления агрессивности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с понятием «детская агрессивность», что означает агрессивное поведение, в каких случаях может возникать агрессия. Рассказать о видах агрессивности и ее профилактике. Формировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношении с ребенком в конфликтных ситуациях.
Публикация «Родительское собрание в средней группе по теме „Детская агрессия, Пути преодоления агрессивности“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Задачи:
- Обсудить с родителями причину детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.
- Помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребенка.
- Вызвать желание у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, анкета, памятка для родителей.
Ход собрания : Здравствуйте уважаемые родители. Тема нашего собрания «Детская агрессия. Пути преодоления агрессивности».
Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши дети – дошкольного возраста.
«Что такое детская агрессия и как она проявляется?» Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки. Агрессивное поведение проявляется, когда ребенок кричит, дерется, кусается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит и т. д.
«Откуда берется такое поведение и что оно означает?» Такое поведение ребенка может проявляться, если ребенок выражает протест против установленных взрослым правил. Дети по разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное. Так же это один из неадекватных способов психологической защиты, наиболее эффективный и быстрый способ достижения цели. С другой стороны ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Агрессия может проявляться как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса. Такие дети лезут в драку с более слабыми детьми. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придает ему уверенность. Такому ребенку трудно подружиться с другими детьми – они стараются держаться от него подальше, избегают его.
В психологии различают два вида агрессии : инструментальную и враждебную.
Инструментальная – часто выражается у детей младшего возраста для достижения определенной значимой цели для ребенка (хочет забрать игрушку, предмет и т. д.)
Враждебная – проявляется у детей более старшего возраста. В основном направлена на причинение боли человеку или живому существу.
Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей :
- агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи, может быть и редко, но употребляет неприличные слова в своем лексиконе, не замечая, что рядом находится его ребенок. Постоянно ругать за это детей бесполезно, это сделает ругательства еще привлекательнее в глазах ребенка. При разговоре необходимо нам самими следить за своей речью, и если вы сказали при ребенке «нехорошее» слово, то стоит извиниться перед ним и сказать, что, к сожаленью вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Оградить детей от бранных слов мы не можем, а вот повлиять на них – наша задача.
-агрессия проявляется в играх ребенка.
Наблюдая за игрой детей, можно много узнать об их развитии, настроении, психических способностях. Современные дети растут с идеалами, отличающимися от тех с которыми росли мы. В наших мультфильмах были в основном положительные герои, которым мы старались подражать. В современной мультипликации, в основном западной, много отрицательных героев, которые более могущественные и поэтому привлекают внимание ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что дает им возможность побыть непослушным, независимым, «взрослым». Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.
- ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
Часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывают по нескольким причинам:
. желание самоутвердиться;
. защита;
. от безысходности;
. от несдержанности.
Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе необходимо научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции. Это нужно развивать с раннего детства. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия воспримут окружающие.
- агрессия по отношению к животным.
В раннем детстве играя, дети иногда «ставят опыты» над животными, в основном это насекомые. Двигать ими может обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудить с ним, что чувствует животное, чтобы оно сказало, если бы оно умело говорить. Если вы заметили, что в ходе игры ребенок проявляет агрессию по отношению к животным и к игрушкам, насторожитесь, постарайтесь найти причину этого.
- аутоагрессия – причинение вреда самому себе.
Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессии можно прибегнуть к сказкотерапии. Сочините вместе с ним сказку, в которой этот ребенок будет главным положительным героем. В игре используйте фотографии ребенка, разные картинки, создайте ситуацию, в которой он ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним, когда ребенок спокоен, не нервничает.
Профилактика агрессивности.
Да, мы должны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если все происходит в определенных рамках. Если ребенок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его, оставьте запрет в силе, просто посочувствуйте ему, утешьте его, предложите компромисс. Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми. Плохо когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью. Прежде всего мы сами в этом случае побуждаем ребенка к новой агрессии, и не в коем случае нельзя говорить ребенку «иди дай сдачу», для ребенка это прямое руководство к действию. Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Необходимо с ребенком беседовать об агрессивности, когда ребенок может говорить о своих чувствах, когда он видит, что его понимают. Чаще спрашивайте ребенка «как ты сегодня себя чувствуешь?» - он почувствует вашу заботу о нем. Мы должны развивать в детях способность рассказывать нам о своих чувствах, переживаниях тем самым вытесняя агрессивные чувства. Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Играйте с детьми в игры на снятие напряжения и эмоциональное расслабление.
Принимайте большое участие в жизни ребенка, позволяйте ему чувствовать себя любимым и желанным.
Проведение анкетирования (в группе) : «Признаки агрессивности» (выявление агрессивности в ребенке). Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.
Ребенок Часто Редко
1. Спорит, ругается со взрослыми.
2. Часто устраивает истерики.
3. Винит других в своих неудачах.
4. Дерется в игре, отбирает игрушки у детей.
5. Сердится и отказывается, что- либо сделать.
6. Завидует другим детям, старается отомстить.
7. Отказывается подчиняться правилам.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Если ответ «Часто» 6 и более раз, то можно предположить, что ребенок больше подвержен агрессивному состоянию.
Памятка для родителей (раздаются родителям).
- не ругайте ребенка, не угрожайте ему, если он говорит браные слова.
- постарайтесь, чтобы ребенок был откровенен с вами.
- обескуражьте ребенка, когда он говорит браные слова. Ласковое слово сразу снимет детскую агрессивность.
-будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях.
- обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда он был не прав, и почему возникла ссора или драка.
- не забывайте лишний раз приласкать и похвалить и пожалеть ребенка.
- ребенок должен расти с уверенностью, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к вам за помощью и поддержкой.
- предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.
Уважаемые родители не будьте равнодушными к проблемам ребенка.
Избегайте практики физического наказания.
Список методической литературы:
С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду. Средняя группа». М: Вако 2013г.
Т. Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду» - М: Центр педагогического образования 2014г.
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ». Омск 2004г.
«Воспитание без слез и принуждения. Сопровождать и/или управлять?» Н. В. Овсяник-М: ИД «Белый ветер» 2012г.
Л. М. Шпицина «Азбука общения». СПб. Детство-пресс,2003г.
«Практический психолог в детском саду». А. Веракса,М. Гуторова - М:Мозаика-Синтез 2014г.
Р. Б. Стеркина «Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста».