Инна Муравьева
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастные особенности детей 4–5 лет
Дата проведения: 15.09.2016г. в 18:00.
Место проведения: метод. кабинет МБДОУ № 14
Ответственный: воспитатель Муравьева И. С., Сухорукова А. А.
Цель: дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных
особенностях, повышение педагогической культуры родителей;
Публикация «Родительское собрание „Возрастные особенности детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
расширение контакта между педагогами и родителями.
Повестка:
1. Вступительная часть. Творческий номер детей.
2. Выступление заведующего «Годовые задачи – пути достижения»
3. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
4. Разное. Решение групповых вопросов.
Ход собрания:
1. Вступительная часть. Творческий номер детей- Танец «Я все умею сам».
2. Выступление заведующего «Годовые задачи»
3. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет»
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста. Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. В поведении и деятельности детей пятого года жизни появляется ряд новых черт.
- Какие изменения заметили вы в своих детях?
Социально-коммуникативное развитие
Общение
В этом возрасте дети более активно стремятся к общению и знаниям охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах. Активная любознательность побуждает детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей : «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
- Как вы считаете, что необходимо делать нам взрослым, чтобы поддержать любознательность у детей?
Поэтому со стороны взрослых родителей и воспитателей необходимо
проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским вопросам и проблемам, готовность обсуждать их на равных помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
Отношения со сверстниками
Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников в первую очередь в игре. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу.
- Как мы можем способствовать укреплению отношений со сверстниками?
Взрослым как родителям так и воспитателям необходимо для налаживания дружеских связей между детьми объединять детей на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх взрослый помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
В нашей группе в центре игр созданы возможности для игровой деятельности через соответствующую предметно-пространственную среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители (способствующие фантазии : например, палочка может быть градусником, скалкой, жезлом и т. п., материалы для игрового творчества, игровые ширмы.
Гендерное представление
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платья, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
- Как вы считаете, что может способствовать воспитанию в ребенке поведения, соответствующего полу?
Взрослым необходимо создать дома среду, соответствующую интересам мальчика или девочки, подбирать соответствующие книги, обсуждать поступки героев как мужские, так и женские, беседовать о этикете, в играх и возникших ситуациях учить детей вести себя соответственно своему полу.
Познавательное развитие
Восприятие
Дети этого возраста способные назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Осваивают приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т. п.
Совершенствуется ориентация в пространстве. В группе в центре сенсорики подобраны игры и игрушки для закрепления понятий цвет, форма, величина и т. п.
Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать во внимании несложное условие. Ребенок способен находить 5-6 отличий между предметами. Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.
- Как вы считаете, что необходимо делать для поддержания внимания у детей?
Ребенку лучше всего сосредотачиваться на чем либо в увлекательном разговоре или занимательной игре. Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.
Память
Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Дети запоминают до 7—8 названий предметов.
- Что необходимо делать для развития памяти у ребенка?
При заучивании стихотворений важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить.
Мышление
Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны решать простые задачи при помощи схем. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий
Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
Может обобщать понятия, находить среди предложенных 4-х предметов лишний и объяснять свой выбор. Определять последовательность событий. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов.
В силу особенностей наглядно-образного мышления ребенка, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова взрослого сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.
Речевое развитие
Происходит активное развитие речевых способностей у детей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. В центре литературы подбираются согласно тематическим неделям книги, иллюстрации для составления рассказов.
Художественно-эстетическое развитие
Дети с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. На этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. К 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы.
В центре творчества у детей находятся всегда в доступе все подручные материалы: бумага, клей, мелки, карандаши, краски, пластилин, магнитные доски, а также природный и бросовый материал.
Музыка
К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т. д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества. В группе в центре театра и музыки расположены разнообразные муз. инструменты, фонограммы с детской музыкой. Необходимо для пополнения диски со звуками природы, релаксации.
Физическое развитие
В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают : улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте необходимо наладить разумный двигательный режим. Физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Поэтому в группе следуем соблюдению разумного двигательного режима, наполняя жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. В центре имеется разнообразный спортивный инвентарь, маски для подвижных игр.
КГН
В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.
- Что может способствовать развитию самостоятельности ребенка в самообслуживании?
Уделяя внимание развитию детской самостоятельности взрослые должны следовать правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно.
Труд
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности (уход за растениями, дежурство по столовой, доводить дело до конца. С середины года вводится дежурство по столовой и в уголке природы.
- Как вы считаете, может ли ребенок дома принимать участие в трудовой деятельности? Что из трудовых поручений он может выполнять?
Конечно, вашему ребенку доступны простые трудовые поручения. Важно взрослым поддерживать инициативу в ребенке, использовать просьбы, поощрять к простым действиям. Например, ребенок может помочь нести в сумочке с магазина булку хлеба, убрать посуду со стола, подмести пол и т. п.
Важно отметить в заключении, с одной стороны дети повзрослели, стали более самостоятельными и любознательными, с другой стороны у них остались некоторые черты младших дошкольников неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, увлеченность игрой. Следовательно, будьте внимательны к своим детям и помните о возрастных особенностях детей.
Разное
• Отчет родительского комитета о проделанной подготовительной работе.
• Награждение активных родителей.
• Утверждение состава родительского комитета.
• Участие в конкурсах.