Ольга Кандалова
Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Всем известно, что для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младшего возраста-ощущения, для раннего возраста-речь, для дошкольного-восприятие, для младшего школьника – мышления. Я хотела бы остановиться на таком познавательном процессе, как восприятие.
ФАЙЛ 2
Оно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка. и имеет огромную роль в жизни дошкольника, в его познавательной, трудовой деятельности.
ФАЙЛ 3
Публикация «Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Существует несколько видов восприятий, но сегодня я остановлюсь на зрительно-пространственном, т. к. у дошкольников встречаются трудности в этом виде восприятия и усвоении пространственных ориентировок.
ФАЙЛ 4
Данный вид восприятия влияет на протекание мыслительных и познавательных процессов, т. е. способствует интеллектуальному развитию ребёнка и является отправной точкой для овладения основными навыками письма и чтения.
Каковы же показатели сформированности зрительно-пространственного восприятия? Что же дошкольники должны знать и уметь?
ФАЙЛ 5
Они должны:
-уметь определять части собственного тела (дифференциация «левой» и «правой» стороны);
- различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (т. е. владеть понятиями далеко, близко, верх, низ, справа, слева, впереди, над-под и т. д.);
- различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал и т. д.) и сочетания фигур;
- классифицировать фигуры по форме, величине (маленький - большой, широкий - узкий, мелкий - глубокий, тонкий - толстый);
- способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры из деталей.
1. Представление о выше перечисленных параметрах пространства формируется через игру.
ФАЙЛ 6
Именно в игре ребёнок активно познаёт любую информацию. Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединённые с соответствующим словом, понятием. Поэтому игры, которые я провожу на занятиях, направлены на формирование взаимосвязи двигательных, зрительных признаков и словесных оборотов.
Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела (держим карандаш и кисть правой рукой).
ФАЙЛ 7
Затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Начинаем мы с графических работ (упражнения карандашом и фломастером).
ФАЙЛ 8
Дети учатся рисовать прямые и волнистые вертикальные и горизонтальные линии, контролировать длину линии, её начало и конец, не выходить за границы листа бумаги.
Далее рисуют разные предметы в виде геометрических фигур (например: яблоки) и равномерно располагают их по всему контуру, не выходя за его границы.
Так же на занятиях проводятся игры на восприятия направления, такие как:
«Что находится вверху? А что внизу?» Задача найти и назвать предметы и место их нахождения.
«Где находится предмет?» Назвать местонахождение предмета относительно другого (слева, справа, перед-за и т. д) и другие.
«Где фигура?» Назвать, какие фигуры находятся вверху внизу. Затем выстроить их так, чтобы получился домик, гриб, башня и т. д.
Выполняя данные задания, детям приходится сравнивать, сопоставлять, думать о том, какую взять фигуру, как и где её расположить, чтобы получился нужный объект.
Выполняя на занятиях пальчиковую гимнастику,«пальчиковые шаги», мы не только развиваем моторику, но и учимся ориентироваться на листе. (Что вы видите в левом нижнем углу, что нарисовано в правом верхнем? Куда поползут ёжики? Шагаем пальчиками снизу вверх.)
2. Ещё одним из показателей зрительного-пространственного восприятия является умение различать и выделять простые геометрические фигуры и их сочетания, поэтому на занятиях мы играем и в дидактические игры, направленные на узнавание и заучивание геометрических фигур, и их выделение.
ФАЙЛ 9 Примеры:
«Найди и покажи фигуру»
«Узнай фигуру» Завязать глаза, дать в руки вырезанную из картона геом. фигуру. Попросить узнать фигуру, назвать её. Затем развязать глаза, сравнить фигуру с рисунком и обвести по контуру.
«Составь такую же цепочку»
«Дорисуй фигурный ряд»
«Составь орнамент»?
Игры, направленные на восприятие формы предметов «Какая фигура соответствует предмету», «Назови форму предмета» и др.
Игры на классификацию фигур по форме «Разложи предметы, одинаковые по форме»
Игры на восприятие параметров величины:
- на классификацию фигур по длине «Составь лесенку» и др.
- на классификацию фигур по высоте «Поставь по росту»
- на классификацию фигур по размеру (маленький – большой, по ширине (широкий – узкий) и т. д.
Игры на конструирование Примеры:
«Собери разрезанную фигуру»
«Конструирование сложных форм», например «клоуна». Дети рассматривают образец, называют фигуры из которых он состоит, самостоятельно составляют клоуна и рисуют его на бумаге. Затем заштриховывают. Штрихи выполняют в разных направлениях, тем самым развивая зрительно-моторную координацию.
Аналогичные задания.
ФАЙЛ 10
Дидактические игры, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия, помогают в дальнейшем при выполнении более сложных работ, например таких, как натюрморт, пейзаж, где нужно соблюдать все принципы построения композиции: форма, цвет, пропорции, расположение предметов относительно друг друга (ближе-дальше; двухплановость: передний-задний план) и т. д. В таких детских рисунках мы можем увидеть уровень развития зрительно-пространственного восприятия каждого ребёнка.
Проведение данных игр необходимо не только для решения поставленных задач в изодеятельности, но и способствует комплексному развитию тех психофизиологических функций, которые лежат в основе навыков письма и чтения, что играет не немаловажное значение при подготовке детей к школе.