Получи документы

Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии

Ольга Кандалова
Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Всем известно, что для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младшего возраста-ощущения, для раннего возраста-речь, для дошкольного-восприятие, для младшего школьника – мышления. Я хотела бы остановиться на таком познавательном процессе, как восприятие.

ФАЙЛ 2

Оно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка. и имеет огромную роль в жизни дошкольника, в его познавательной, трудовой деятельности.

ФАЙЛ 3

Публикация «Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии» размещена в разделах

Существует несколько видов восприятий, но сегодня я остановлюсь на зрительно-пространственном, т. к. у дошкольников встречаются трудности в этом виде восприятия и усвоении пространственных ориентировок.

ФАЙЛ 4

Данный вид восприятия влияет на протекание мыслительных и познавательных процессов, т. е. способствует интеллектуальному развитию ребёнка и является отправной точкой для овладения основными навыками письма и чтения.

Каковы же показатели сформированности зрительно-пространственного восприятия? Что же дошкольники должны знать и уметь?

ФАЙЛ 5

Они должны:

-уметь определять части собственного тела (дифференциация «левой» и «правой» стороны);

- различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (т. е. владеть понятиями далеко, близко, верх, низ, справа, слева, впереди, над-под и т. д.);

- различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал и т. д.) и сочетания фигур;

- классифицировать фигуры по форме, величине (маленький - большой, широкий - узкий, мелкий - глубокий, тонкий - толстый);

- способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры из деталей.

1. Представление о выше перечисленных параметрах пространства формируется через игру.

ФАЙЛ 6

Именно в игре ребёнок активно познаёт любую информацию. Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединённые с соответствующим словом, понятием. Поэтому игры, которые я провожу на занятиях, направлены на формирование взаимосвязи двигательных, зрительных признаков и словесных оборотов.

Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела (держим карандаш и кисть правой рукой).

ФАЙЛ 7

Затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Начинаем мы с графических работ (упражнения карандашом и фломастером).

ФАЙЛ 8

Дети учатся рисовать прямые и волнистые вертикальные и горизонтальные линии, контролировать длину линии, её начало и конец, не выходить за границы листа бумаги.

Далее рисуют разные предметы в виде геометрических фигур (например: яблоки) и равномерно располагают их по всему контуру, не выходя за его границы.

Так же на занятиях проводятся игры на восприятия направления, такие как:

«Что находится вверху? А что внизу?» Задача найти и назвать предметы и место их нахождения.

«Где находится предмет?» Назвать местонахождение предмета относительно другого (слева, справа, перед-за и т. д) и другие.

«Где фигура?» Назвать, какие фигуры находятся вверху внизу. Затем выстроить их так, чтобы получился домик, гриб, башня и т. д.

Выполняя данные задания, детям приходится сравнивать, сопоставлять, думать о том, какую взять фигуру, как и где её расположить, чтобы получился нужный объект.

Выполняя на занятиях пальчиковую гимнастику,«пальчиковые шаги», мы не только развиваем моторику, но и учимся ориентироваться на листе. (Что вы видите в левом нижнем углу, что нарисовано в правом верхнем? Куда поползут ёжики? Шагаем пальчиками снизу вверх.)

2. Ещё одним из показателей зрительного-пространственного восприятия является умение различать и выделять простые геометрические фигуры и их сочетания, поэтому на занятиях мы играем и в дидактические игры, направленные на узнавание и заучивание геометрических фигур, и их выделение.

ФАЙЛ 9 Примеры:

«Найди и покажи фигуру»

«Узнай фигуру» Завязать глаза, дать в руки вырезанную из картона геом. фигуру. Попросить узнать фигуру, назвать её. Затем развязать глаза, сравнить фигуру с рисунком и обвести по контуру.

«Составь такую же цепочку»

«Дорисуй фигурный ряд»

«Составь орнамент»?

Игры, направленные на восприятие формы предметов «Какая фигура соответствует предмету», «Назови форму предмета» и др.

Игры на классификацию фигур по форме «Разложи предметы, одинаковые по форме»

Игры на восприятие параметров величины:

- на классификацию фигур по длине «Составь лесенку» и др.

- на классификацию фигур по высоте «Поставь по росту»

- на классификацию фигур по размеру (маленький – большой, по ширине (широкий – узкий) и т. д.

Игры на конструирование Примеры:

«Собери разрезанную фигуру»

«Конструирование сложных форм», например «клоуна». Дети рассматривают образец, называют фигуры из которых он состоит, самостоятельно составляют клоуна и рисуют его на бумаге. Затем заштриховывают. Штрихи выполняют в разных направлениях, тем самым развивая зрительно-моторную координацию.

Аналогичные задания.

ФАЙЛ 10

Дидактические игры, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия, помогают в дальнейшем при выполнении более сложных работ, например таких, как натюрморт, пейзаж, где нужно соблюдать все принципы построения композиции: форма, цвет, пропорции, расположение предметов относительно друг друга (ближе-дальше; двухплановость: передний-задний план) и т. д. В таких детских рисунках мы можем увидеть уровень развития зрительно-пространственного восприятия каждого ребёнка.

Проведение данных игр необходимо не только для решения поставленных задач в изодеятельности, но и способствует комплексному развитию тех психофизиологических функций, которые лежат в основе навыков письма и чтения, что играет не немаловажное значение при подготовке детей к школе.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1 Хочу представить вам свой опыт работы по применению дидактических и развивающих игр с разрезными картами на занятиях по физкультуре в детском.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3 И, снова, здравствуйте, мои уважаемые коллеги МААМовцы! В третьей и заключительной части публикации я хотела бы предложить вам ознакомиться.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2.Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2. Во второй части публикации я хочу рассказать еще об одной игре с разрезными картами. Вторая игра похожа на первую, в ней также нужно придумать.

Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии
Опубликовано: 17 марта 2020 в 14:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД