Получи документы

Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии

Ольга Кандалова
Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Всем известно, что для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младшего возраста-ощущения, для раннего возраста-речь, для дошкольного-восприятие, для младшего школьника – мышления. Я хотела бы остановиться на таком познавательном процессе, как восприятие.

ФАЙЛ 2

Оно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка. и имеет огромную роль в жизни дошкольника, в его познавательной, трудовой деятельности.

ФАЙЛ 3

Публикация «Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии» размещена в разделах

Существует несколько видов восприятий, но сегодня я остановлюсь на зрительно-пространственном, т. к. у дошкольников встречаются трудности в этом виде восприятия и усвоении пространственных ориентировок.

ФАЙЛ 4

Данный вид восприятия влияет на протекание мыслительных и познавательных процессов, т. е. способствует интеллектуальному развитию ребёнка и является отправной точкой для овладения основными навыками письма и чтения.

Каковы же показатели сформированности зрительно-пространственного восприятия? Что же дошкольники должны знать и уметь?

ФАЙЛ 5

Они должны:

-уметь определять части собственного тела (дифференциация «левой» и «правой» стороны);

- различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (т. е. владеть понятиями далеко, близко, верх, низ, справа, слева, впереди, над-под и т. д.);

- различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал и т. д.) и сочетания фигур;

- классифицировать фигуры по форме, величине (маленький - большой, широкий - узкий, мелкий - глубокий, тонкий - толстый);

- способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры из деталей.

1. Представление о выше перечисленных параметрах пространства формируется через игру.

ФАЙЛ 6

Именно в игре ребёнок активно познаёт любую информацию. Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединённые с соответствующим словом, понятием. Поэтому игры, которые я провожу на занятиях, направлены на формирование взаимосвязи двигательных, зрительных признаков и словесных оборотов.

Вначале дети осваиваются в схеме собственного тела (держим карандаш и кисть правой рукой).

ФАЙЛ 7

Затем определяют направления, уточняют пространственные взаимоотношения. Начинаем мы с графических работ (упражнения карандашом и фломастером).

ФАЙЛ 8

Дети учатся рисовать прямые и волнистые вертикальные и горизонтальные линии, контролировать длину линии, её начало и конец, не выходить за границы листа бумаги.

Далее рисуют разные предметы в виде геометрических фигур (например: яблоки) и равномерно располагают их по всему контуру, не выходя за его границы.

Так же на занятиях проводятся игры на восприятия направления, такие как:

«Что находится вверху? А что внизу?» Задача найти и назвать предметы и место их нахождения.

«Где находится предмет?» Назвать местонахождение предмета относительно другого (слева, справа, перед-за и т. д) и другие.

«Где фигура?» Назвать, какие фигуры находятся вверху внизу. Затем выстроить их так, чтобы получился домик, гриб, башня и т. д.

Выполняя данные задания, детям приходится сравнивать, сопоставлять, думать о том, какую взять фигуру, как и где её расположить, чтобы получился нужный объект.

Выполняя на занятиях пальчиковую гимнастику,«пальчиковые шаги», мы не только развиваем моторику, но и учимся ориентироваться на листе. (Что вы видите в левом нижнем углу, что нарисовано в правом верхнем? Куда поползут ёжики? Шагаем пальчиками снизу вверх.)

2. Ещё одним из показателей зрительного-пространственного восприятия является умение различать и выделять простые геометрические фигуры и их сочетания, поэтому на занятиях мы играем и в дидактические игры, направленные на узнавание и заучивание геометрических фигур, и их выделение.

ФАЙЛ 9 Примеры:

«Найди и покажи фигуру»

«Узнай фигуру» Завязать глаза, дать в руки вырезанную из картона геом. фигуру. Попросить узнать фигуру, назвать её. Затем развязать глаза, сравнить фигуру с рисунком и обвести по контуру.

«Составь такую же цепочку»

«Дорисуй фигурный ряд»

«Составь орнамент»?

Игры, направленные на восприятие формы предметов «Какая фигура соответствует предмету», «Назови форму предмета» и др.

Игры на классификацию фигур по форме «Разложи предметы, одинаковые по форме»

Игры на восприятие параметров величины:

- на классификацию фигур по длине «Составь лесенку» и др.

- на классификацию фигур по высоте «Поставь по росту»

- на классификацию фигур по размеру (маленький – большой, по ширине (широкий – узкий) и т. д.

Игры на конструирование Примеры:

«Собери разрезанную фигуру»

«Конструирование сложных форм», например «клоуна». Дети рассматривают образец, называют фигуры из которых он состоит, самостоятельно составляют клоуна и рисуют его на бумаге. Затем заштриховывают. Штрихи выполняют в разных направлениях, тем самым развивая зрительно-моторную координацию.

Аналогичные задания.

ФАЙЛ 10

Дидактические игры, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия, помогают в дальнейшем при выполнении более сложных работ, например таких, как натюрморт, пейзаж, где нужно соблюдать все принципы построения композиции: форма, цвет, пропорции, расположение предметов относительно друг друга (ближе-дальше; двухплановость: передний-задний план) и т. д. В таких детских рисунках мы можем увидеть уровень развития зрительно-пространственного восприятия каждого ребёнка.

Проведение данных игр необходимо не только для решения поставленных задач в изодеятельности, но и способствует комплексному развитию тех психофизиологических функций, которые лежат в основе навыков письма и чтения, что играет не немаловажное значение при подготовке детей к школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1 Хочу представить вам свой опыт работы по применению дидактических и развивающих игр с разрезными картами на занятиях по физкультуре в детском.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 3 И, снова, здравствуйте, мои уважаемые коллеги МААМовцы! В третьей и заключительной части публикации я хотела бы предложить вам ознакомиться.

Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2.Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2. Во второй части публикации я хочу рассказать еще об одной игре с разрезными картами. Вторая игра похожа на первую, в ней также нужно придумать.

Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии
Опубликовано: 17 марта 2020 в 14:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в развитии восприятия пространства у дошкольников на занятиях в изостудии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кандалова (УИ 600202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД