Лучший педагог года

Роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей

Рублёва Екатерина Васильевна
Роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает место и в первые голы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок «Новичок», все для него полно новизны.

Публикация «Роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей» размещена в разделах

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят каких-либо иных целей, чем играть. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива»- так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская. Она также указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них-учеба, игра для них-труд, игра для них-серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников-способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю, и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

В настоящее время значение дидактических игр умаляется в виду того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается или дидактические игры подчас превращаются в занятия, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре-в результате ограничивается самостоятельность детей.

Признаками самостоятельной познавательной деятельности - является интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенствование способов действий, развития мышления, элементы творчества характерные черты самостоятельной познавательной деятельности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению к труду. Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в саду, но и в домашних условиях.

Игра-явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве в воспитательном процессе. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Игра в детском возрасте-норма, ребенок должен играть, если он не делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Могучую силу игры отмечал Ян Амос Коменский. Он считал,что дети отражают в игре серьезные стороны жизни.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать заместителями - предметов он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения.

Игра - это особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Кроме этого игра - самостоятельный вид деятельности : ребенок всегда начинает играть сам, продолжая играть или самостоятельно, или же выбирает партнеров. В последнем случае дети придумывают сюжет игры, правила, распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом. Огромное значение игра имеет и в формировании элементарных математических представлений. С помощью игр детям легко дается счет. «Учить детей дошкольного возраста счислению недопустимо,-писала Е. И. Тихеева,- но ребенок должен постигнуть первый десяток до семи лет. Все числовые представления, доступные для этого возраста, он должен извлечь в жизни, среди которой он живет и в которой принимает действенное участие. Играя, работая, живя он непременно самолично научится считать, если мы, взрослые, будем при этом его незаметными пособниками и его руководителями. При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел) игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.

Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные. Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно- двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок- дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т. е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами- примериванием и зрительной ориентировкой. Метод проб как поисковый способ основан на том, что ребенок фиксирует правильные действия и отбрасывает ошибочные варианты. Метод проб является практической, ориентированной, однако, он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т. е. перцептивной ориентировке. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

Таким образом, важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в дошкольный период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления- способность к переносу одного свойства предмета на другие, причинное мышление, способность к анализу и др. Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата. Роль взрослого в дидактической игре двойственна : с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении, является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы : доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются через игровые действия. Воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, игровых действиях и правилах и не выступает для детей как самостоятельная задача.

Среди дидактических игр различают : игры - занятия, игры- упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т. к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся: на игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные игры. Предметные игры- это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) Настольно- печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино. Разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников. Словесные игры: в эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности. Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы и суждения, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлены на развитие мыслительной способности детей.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно- логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.

Особенно серьезное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделить в старших группах детского сада.

Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Таким образом, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели : одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая- вторая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволить ребенку получить собственный опыт. позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально - положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Одним из основных направлений работы нашего детского.

Роль дидактических игр в формировании личности ребёнкаРоль дидактических игр в формировании личности ребёнка Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно.

Использование музыкально-дидактических игр и пособий в совместной и самостоятельной деятельности детей 1 слайд. Одной из важных задач всестороннего развития ребёнка является воспитание музыкальной культуры. Её основы закладываются уже в детстве.

Консультация для педагогов «Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников» Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников Романова Н. В. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений,.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной игровой деятельности детей» Самостоятельная игровая деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольникамиРоль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их.

Роль дидактических игр в развитии дошкольника Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста.

Консультация «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая.

Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 12:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД