Татьяна Глазунова
Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления его умственного развития. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению: ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский).
Публикация «Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников» размещена в разделах
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие будущего школьника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Все мы хотим, чтобы дети наши были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными, умными. Что же такое мышление и почему его надо организовывать и развивать? В психологии (в частности, дошкольной) различают разные виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, теоретическое, практическое, эмпирическое, аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутическое (связанное с уходом от реальности во внутренние переживания).
Все психологи сходятся в одном: мышление человека - это высшая форма его познавательной деятельности. Не вдаваясь в теоретические подробности, о которых исследователи имеют общее мнение, остановимся на главном разногласии. Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, т. е. производящим новый продукт - идею, новое решение (С. Л. Рубинштейн) ; другие включают в него и репродуктивные (воспроизводящие уже имеющиеся у человека знания) этапы (П. Я. Гальперин). Можно заметить, что воспроизведение (вспоминание) уже имеющихся знаний - одна из функций памяти, в то время как искание и открытие нового - действительно творческий, не рутинный, высший познавательный процесс.
Зачем воспитателю знать такие тонкости? Затем, чтобы понимать: в первом случае он будет задавать ребенку алгоритм действий (например, решения задачи по типу уже решенной); во втором научит находить свое - оригинальное, решение, где известные ему алгоритмы непригодны.
Нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Найденное в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
Если в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования использовать дидактические игры для развития логического мышления, то это будет способствовать положительному развитию умственного развития старших дошкольников в целом и на общую подготовку к школе. Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности.
1. Игры-путешествия.
2. Игры-поручения.
3. Игры-предположения.
4. Игры-загадки.
5. Игры-беседы (игры-диалоги).
Цель игры-путешествия - усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. Это такие игры как «Путешествие по городу Нижнему Новгороду», «Путешествие по карте Нижегородской области» и др. В состав игры-путешествия иногда входит песни, загадки, подарки и многое другое.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино выбрать лекарственные растения», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
Игры-предположения «Что было бы, ели бы исчезли птицы?» или «Что бы я сделал, если бы был архитектором?», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.
Дидактическое содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные.
Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Мы детям предлагаем тематику загадок: «Деревья на наших улицах», «Животные нашего края», «Четвёртый лишний» и т. д.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности» : его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Например такая игра-беседа, как «Шкатулка сказок» (через общение с персонажами сказок, и от их лица, идет обучение правилам поведения на улице, в лесу и т. д.)
Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности детей.
Можно и нужно научить детей правильно, организованно логически мыслить. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать. Найденный ответ в процессе логического мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент. Процесс логического мышления – это поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации.
Дидактическая игра в дошкольном воспитании играет не только роль элемента игровой деятельности детей, но и является ведущим средством в развитии логического мышления старших дошкольников при подготовке их к школе.
Таким образом, роль дидактических игр во всестороннем развитии ребенка неоспорима.
Мной была разработана дидактическая игра «Цветные ежики».
Дидактическая игра «Цветные ежики»
Цель: Обогащать сенсорный опыт детей, развивать аналитическое восприятие.