Папки-передвижки

Роль дыхания в коррекционной работе с детьми с речевой патологией

Алла Лизунова
Роль дыхания в коррекционной работе с детьми с речевой патологией
▼ Скачать + Заказать документы

У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. Для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие звуки (С З Ц, шипящие звуки (Ш Ж Щ Ч, сонорные (Р Л) необходимо наличие сильной направленной воздушной струи.

Один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на ребенка независимо от вида речевого дефекта – развитие дыхания : физиологического (неречевого) и речевого.

Публикация «Роль дыхания в коррекционной работе с детьми с речевой патологией» размещена в разделах

Голосообразование и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системой. Процессы жизненного (физиологического) и речевого дыхания значительно отличаются.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох – остановка. Вдох и выдох осуществляется через нос. Время, затраченное на вдох и выдох, приблизительно равно. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что после вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется звукообразование. Весь процесс речевого дыхания - произвольный. Количество выдыхаемого воздуха зависит от цели и условий общения. В ходе работы над развитием речевого дыхания вырабатывается специфический дыхательный механизм.

Различают три типа дыхания : верхнереберное, грудное, диафрагмальное. Наиболее удобный для речи тип дыхания – диафрагмально - реберное, т. е. вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Верхние отделы грудной клетки остаются неподвижными. Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, затем в процессе речевого развития, под влиянием окружающих, у него формируется речевое дыхание.

Для каждого возраста имеются свои показатели произношения слов на выдохе.

Возраст ребенка Количество слов на выдохе, кол-во секунд

2 – 3 года 2 – 3 слова 2 секунды

3 – 4 года 3 – 5 слова 3 – 4 секунд

4 – 6 лет 4 – 6 слов 4-6 секунд

6 – 7 лет 5 – 7 слов 5-7 секунд

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждается в развитии.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников :

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной струе воздуха.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате, чего дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок делает вдох в середине слова.

Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе.

4. Неравномерный толчкообразный вдох: речь звучит тоже слабо и чуть слышно.

5. Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя воздуха в свою очередь приводит к искажению звуков.

Работа по формированию правильного дыхания должна проводиться последовательно:

• Формировать диафрагмального типа дыхание. Объем и глубину дыхания.

• Обучать длительному целенаправленному ротовому выдоху.

• Формировать такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:

-добиваться умения длительно или многократно произносить звука на одном выдохе.

-на одном выдохе произносить 3-4 слога;

-правильно произносить фразу из 2 -3 слов;

-слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 4 слов;

-слитно, на одном выдохе, произносить фразу из 5 – 6 слов;

-слитно, на одном выдохе, произносить 1-2 стихотворные строки;

-сочетать дыхание с проговариванием стихотворных текстов.

Дыхательная гимнастика

Первоначально проводится работа над развитием длинного выдоха. При этом важно следить за тем, чтобы ребенок во время вдоха носом не поднимал плечи, грудные мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным. Рука логопеда кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения взрослого.

Упражнения проводятся ежедневно в течении 5 – 10 минут, в хорошо проветриваемом помещении.

Игровые упражнения:

Пилка дров

2 ребенка становятся друг против друга, берутся за руки и имитируют движение пилы: движение на себя – вдох, движение от себя _ выдох.

Погреть руки на морозе

Ребенок вдыхает через нос и дует на «замершие» руки

Надуй игрушку

Ребенку предлагается надуть резиновый шарик

Дует ветерок на листочки

Ребенок дует на листочки по сигналу логопеда «дует ветерок».

Бабочки

Перед ребенком раскладываются «зеленые полянки» с разноцветными бабочками из тонкой бумаги, прикрепленными ниточкой к «полянке». Дует ребенок по сигналу логопеда, на конкретную бабочку (по цвету).

Задуй свечку

Ребенок дует по сигналу логопеда: «тихий ветерок». -.Ребенок медленно выдыхает воздух так, чтобы «пламя» отклонялось, но не «гасло.». По сигналу логопеда: «сильный ветерок», ребенок «задувает» свечку.

Покатай карандаш

Вдох через нос. Дуй на карандаш, не надувая щек.

Чайник закипел

Ребенок по сигналу дует в узкое горлышко бутылочки так, чтоб появился свист. Струя воздуха должна быть сильной и длительной, вдох через нос.

Звуковая ниточка

Ребенок соединяет пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью, а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой – либо звук. «Тянуть» можно короткую ниточку, чуть длиннее, длинную ниточку.

Намотай клубочек.

Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку.

Поднимаем руки – поем звуки

После короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно произнося звук А, опускают руки вниз, произносим звук У.

Звуковая зарядка

Дети поднимают руки вверх, а затем опускают их через стороны вниз, одновременно произносятся на одном дыхании цепочку из трех гласных звуков.

После того как у ребенка сформирован плавный длительный выдох, ребенка нужно научить владеть силой голоса.

Игровые упражнения:

Эхо

Логопед громко произносит гласные звуки или сочетания звуков, а ребенок повторяет тихо.

Обезьянка

Логопед показывает ребенку движения и одновременно какой либо гласный звук, а ребенок повторяет: горизонтальные движения-говори тихо, движения вверх - усиление голоса, движения вниз – снижение силы голоса.

Лесенка

Картинка с изображением лесенки. Ребенок пальчиками «шагает» по лесенке вверх – голос усиливается, «шагает» вниз – голос затихает.

Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стишки, чистоговорки, скороговорки. Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать.

Изучив подробно различные методики по коррекции звукопроизношения и заикания, -предлагаю авторскую методику по развитию речевого дыхания. В результате применения этой методики в коррекционной работе у ребенка увеличивается жизненная емкость легких и следовательно ребенок сможет набрать достаточно воздуха, а затем увеличивается длительность выдоха, необходимого для образования звуков и плавности речи.

Система выполнения дыхательных упражнений :

1 неделя - выполняется 1 и 2 упражнение. Выполнять 2 раза в день по 5 минут.

2 неделя – выполняется 1- 3 упражнения. Выполнять 2 раза в день по 5 минут.

3 неделя – выполняются со 2 – 4 упражнения. Выполнять 2 раза в день по 5 – 10 минут.

4 неделя – выполняются 1-4-5 упражнения. Выполнять 2 раза в день по 10 минут.

5 неделя – выполняются 1 – 5 упражнения (задерживать дыхание как можно дольше).

6 неделя – выполняются 1 – 6 упражнения. Выполнять 2 раза в день по 10 – 15 минут.

7 неделя - выполняются 1 – 7 упражнения. Выполнять 2 раза в день по 10 – 15 минут.

Далее продолжать повторять 1 – 9 упражнения 2 раза в день по 10 – 15 минут, подключая речь. Сначала подбираем короткие слова, затем переходим на длинные слова.

Система состоит из упражнений, которые включают в себя вдох, паузу, выдох:

1. Упражнение: вдох 5 секунд, пауза 3 секунды, выдох. Руки держим на ребрах для контроля дыхания. Плечи не поднимать.

2. Упражнение: вдох удлиняется 5 – 10 секунд, пауза 3 секунды, выдох укорачивается - 3 секунды.

3. Упражнение: вдох становится короче – 3 секунды, пауза – 3 секунды, выдох удлиняется 5 – 10 секунд.

4. Упражнение: вдох длительный 10 – 15 секунд, пауза удлиняется – 5 секунд, выдох укорачивается – 5 секунд.

5. Упражнение: вдох короткий – 2 секунды, пауза длительная до 15 секунд и длиннее, выдох короткий.

6 Упражнение: Начинаем добирать воздух. Вдох 3 секунд, пауза 3 секунды, добрать воздух – 3 секунды, пауза 5 секунд, выдох 3 секунды,пауза3секунды, выдох 3секунды.

7. Упражнение: вдох 2 секунды – пауза 1 секунды, добрать 2 секунды-пауза 3 секунды, выдох 2 секунды – пауза 1секунда, выдох 2 секунды – пауза 1 секунда, выдох 2 секунды (весь воздух).

8. Упражнение: вдох 2 секунды, пауза 1 секунда, выдох 5 секунд, вдох 1 секунда,пауза 1 секунда, выдох 5 секунд, вдох 1 секунда,пауза 1 секунда, выдох 5 секунд и так далее.

9. Упражнение: вдох 2 секунды, пауза 1 секунда, выдох 5 секунд, вдох 1 секунда, пауза 1 секунда, выдох 5 секунд, вдох 1 секунда, пауза 1 секунда, выдох 10 секунд, вдох 1 секунда, пауза 1 секунда, выдох 15 секунд, вдох 1 секунда, пауза 1 секунда, выдох 20 секунд. Подключить речевой материал. Делаем все под счет.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дыхания в коррекционной работе с детьми с речевой патологией
Опубликовано: 11 октября 2022 в 20:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дыхания в коррекционной работе с детьми с речевой патологией» (включая файлы) размещена пользователем Алла Лизунова (УИ 82793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД