Роль фольклора в развитии детей 5–7 лет

Евгения Сенник
Роль фольклора в развитии детей 5–7 лет

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Е. Ю. Сенник

К. В. Романова

Детский сад №18

Невского района

Санкт-Петербурга

Аннотация: В статье рассмотрены основные тенденция и направления использования фольклора для развития детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях. Проанализированы особенности фольклора и его значение при формировании творческих навыков у детей.

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Весьма необходимым и важным элементом в воспитании и обучении детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях является прививание любви к природе, к окружающей среде, к Родине. Это способствует всестороннему развитию личности.

Прививая детям любовь и бережное отношение к окружающему миру с детства, необходимо помнить о роли художественной литературы в целом, а также устного народного творчества в частности. Такие малые жанры русского фольклора, как народные сказки и песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки помогают не только показать ребёнку красоту и неповторимость Родины, но и привить у ребенка любовь к русской речи, слову.

Используя в детском саду элементы фольклорного творчества (пляски, хороводы, поговорки и так далее) происходит и развитие чувств, основных характерных этнических особенностей ребенка, которые связывают малыша с его народом. Все это способствует и усвоению родного языка, нравов и обычаев страны.

Фольклор – слово образовано от английского (folk) – народ и (lore) – знание, мудрость. На русский язык это слово буквально переводится как «народное знание», «народная мудрость», то есть, говоря иными словами, это душа народа, выраженная в его искусстве.

В педагогике чаще используется следующее понятие:

Фольклор – художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно – поэтическое творчество. Этот термин впервые ввёл в научный обиход в 1846 году английский учёный Вильямс Томс.

Фольклор как устное народное творчество древнее письменной литературы, передаваемое многие тысячелетия из уст в уста из поколения в поколение.

Произведения художественной литературы остаются неизменными на века, получив раз и навсегда своё литературное оформление. А произведения устного народного творчества в устной передаче переходят от певца к певцу, от одного сказочника к другому, и при этом могут несколько изменяться (дополняться, сокращаться) в зависимости от того, что хочет нам поведать исполнитель, на что он хочет обратить своё особое внимание.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». Благодаря тому, что традиции воспитания детей в России формировались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, накопился целый пласт детской культуры, включающий в себя потешки, прибаутки, песни, сказки, игры и многое другое. Всё это – детский фольклор.

Детский фольклор – это часть народной педагогики и элемент устного народного творчества, жанры его интуитивно основаны на учёте физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.

Сам термин «Детский фольклор» в 1921 году ввёл в научный обиход Г. С. Виноградов. Исследования в области детского фольклора связаны с именами В. Я. Проппа, О. И. Капицы, В. И Чичерова, Э. В. Померанцевой, В. П. Аникина, Ю. Г. Круглова, А. Н. Мартыновой, М. Н. Мельниковой и других.

Данные исследования и работы позволяют рассматривать детский фольклор как самостоятельную часть народно – бытовой культуры, а, следовательно, обосновали значение его использования с педагогической точки зрения. Г. С. Виноградов писал: «Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя – практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики».

Следует отметить ещё один важный аспект использования произведений фольклора. Путём ознакомления детей с фольклором, обычаями, традициями, ценностями народа педагог формирует национальное самосознание ребёнка. На современном этапе актуальным направлением отечественной педагогики является обращение к социально – нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление очень перспективно, поскольку связано с непосредственным восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

Этническая принадлежность формируется в первые годы жизни. Даже современным авторам, пишущим стихи для детей, очень трудно угнаться за фольклорной детской поэзией. Произведения русского детского фольклора слагались и отбирались веками, а поэтам приходится долго и тщательно выверять каждую строку, чтобы произведения «прижились» у детей.

О тесной связи детской поэзии с фольклором пишет А. Л. Барто: «…У детской поэзии, безусловно, есть свои законы. Она, например, особенно широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии. В лучших стихах для детей мы находим гиперболу, повторы, звукоподражания, меткую игру слов, считалку, загадку».

Именно поэтому фольклор может выступать в качестве ценного дидактического материала в эстетическом воспитании детей 5-7 лет в дошкольных учреждениях. Образы, которые описываются в фольклорных произведениях, доступны и весьма понятны детям. При этом стоит обратить взимание на то, что фольклорные сказки и песни дети не просто слушают, а вовлекаются в сам творческий процесс, в так называемую сказочную игру. В процессе такой игры, сформировавшейся посредством фольклора, у дошкольника происходит познание новых запоминающихся образов, приобретаются навыки, а также умения, развивается фантазия.

Необходимо остановится на отдельных фольклорных произведениях, которые оказывают значительное влияние на детей в возрасте 5-7 лет, на развитие их мировоззрения и восприятия.

Так, огромной любовью пользуются у детей народные сказки. В сказках происходит отражение реальной человеческой жизни. Они пропитаны какой-то долей оптимизма, имеют счастливые концовки и в тоже время всегда поучительны. С помощью сказок ребенок переживает совместно с героями такие чувства, которые в дальнейшем оказывают влияние на всю его жизнь. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, что весьма важно для детей возраста 5-7 лет («Поклонился в пояс», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выкупала», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»). При этом стоит обратить внимание на то, что воспитатель должен надлежащим образом подобрать ту или иную фольклорную сказку, поскольку она оказывает огромное воспитательное воздействие на дошкольников.

Большой нравственный потенциал содержится и в таком виде фольклорного творчества, как пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки в большинстве случаев обращены к физическому воспитанию подрастающего поколения, прежде всего формированию активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно – эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие своим содержанием пропагандируют здоровый образ жизни («Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье всему голова, всего дороже» и т. п.).

Пословицы и поговорки могут использоваться и для трудового воспитания детей в дошкольных учреждениях. Достаточное количество пословиц посвящено именно вопросам труда: «Делу – время, потехе – час», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит».

Как раз посредством таких пословиц у детей возраста 5-7 лет происходит формирование положительного отношения к трудовой деятельности, а также к пониманию труда, как основного элемента в жизнедеятельности человека.

Огромное влияние поговорки и пословицы оказывают и на процесс формирования уважительного отношения и любви к Родине у детей данного возраста.

Большое количество пословиц подчеркивает значимость Родины в жизни каждого человека: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «С родной земли – умри не сходи». А детям дошкольного возраста, как раз посредством фольклорного творчества весьма просто привить любовь и уважение к родной стране.

Пословицы и поговорки позволяют развивать мыслительную деятельность у детей. Образность пословиц и поговорок, умение народа описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения, пониманию переносного значения слов, тайного смыла у детей дошкольного возраста.

Большое значение в развитии детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях оказывают и такие фольклорные произведения, как загадки, которые вполне доступны для понимания детям данного возраста. Если педагог удачно подберет загадку, то это позволит вызвать у детей массу положительных эмоций, а также сформировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Загадки расширяют словарный запас детей за счет многозначности слов, а также помогают узнать вторичные, переносные значения слов.

Воспитателям при отборе данных фольклорных произведений необходимо принять во внимание уровень доступности восприятия материала.

Большие возможности эстетического воздействия на детей в возрасте 5-7 лет в дошкольных учреждениях оказывает и народная музыка.

Так, фольклорные музыкальные произведения позволяют знакомить детей с обычаями, а также бытом русского народа, жизнелюбием. Такое знакомство в дошкольных учреждениях происходит на специальных музыкальных занятиях.

Таким образом, можно сказать о том, что фольклорное творчество, применяемое в дошкольных учреждениях, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка, развитию интереса к культуре, быту страны и отдельно взятых регионов.

Весьма богатое использование всего разнообразия фольклорного творчества в учреждениях дошкольного образования дает наиболее полное представление о самой нации, а соответственно и российском государстве в целом, о ее нравственных, этических, духовных ценностях, формирует у детей уважительное отношение к окружающей природе, к Родине.

Список литературы:

1. Василенко В. А. Детский фольклор - М.: Высшая школа, 2008. - 198 с.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 2009. - 160 с.

3. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 320 с.

4. Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. Л. Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.

5. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Круглова Ю. Т. - М.:

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Деловая игра с родителями «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры.

Фотоотчет «Роль фольклора в развитии ребенка»Фотоотчет «Роль фольклора в развитии ребенка» С самого раннего дества мы привыкли слышать от мамы и папы песенки, потешки, припевки. Русское народное творчество незаменимо в нашей.

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей (из опыта работы) Творческий потенциал, самовыражение дошкольника во многом зависит от той базы знаний и умений,навыков, которые они приобретают в детском.

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей» Роль фольклора в развитии детей Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но.

Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль фольклора в воспитании детей» Слово «фольклор» ,в переводе с английского означает –народная мудрость. Все.

Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и КГН у детей раннего возраста Консультация на тему: «Использование детского в развитии навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста».

Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: для того чтобы правильно, грамотно организовать режимные моменты, провести игру.

Родительское собрание в средней группе Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей.

Автор публикации:
Роль фольклора в развитии детей 5–7 лет
Опубликовано: 11 октября 2016 в 20:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...
Проект «В гости к нам пришла весна» (подготовительная группа общеразвивающей...
Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина Е. А, музыкальный руководитель...