Получи документы

Роль игры и воображения в преподавании хореографии дошкольникам

Евгения Лецу
Роль игры и воображения в преподавании хореографии дошкольникам

Исследовательская статья на тему:

«Роль игры и воображения в преподавании хореографии детям».

Педагог доп. образования, хореограф – Лецу Евгения Сергеевна, Дом Детского Творчества, г. Минусинск, Красноярский край.

Учиться танцевать при помощи игры, что может быть лучше?

Все мы знаем тот факт, что ребенок, как растущая личность, проходит становление и развитие, постепенно накапливая свои человеческие богатства. И все педагоги – хореографы, работающие с дошкольниками, стремятся, чтобы их воспитанники вырастали творчески богатыми людьми. Этот факт стимулирует педагогов на поиск тех средств, с помощью которых можно успешно развивать ребенка. И таким эффективным средством, своего рода первой ступенькой в восхождении, издавна является игра. Сейчас трудно найти специалиста в области детской педагогики и психологии, который бы не касался проблемы игры. Однако, специальных исследований по этой проблеме очень мало, и это несмотря на то, что игровая деятельность широко используется в практических целях. Таким образом, при описании детской игры, психологи особо выделяют работу воображения, фантазии. И в этом нет ничего удивительного. Даже не специалисту при наблюдении за играми детей дошкольного возраста, прежде всего, бросается в глаза то, как ребенок преображается «примерив» на себя какую – либо роль, как преображают предметы, используемые в игре.

Публикация «Роль игры и воображения в преподавании хореографии дошкольникам» размещена в разделах

Следует знать, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему педагогом, который показывает ему общественно – сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно – ролевую игру дети должны самостоятельно, педагог может участвовать в ней лишь как равноправный участник. Поняв способ построения игры, ребенок начинает делать это самостоятельно, это способствует психическому и личностному развитию ребенка. Следовательно, во время игрового занятия развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у детей стимула к обучению. Развивается то, что будет нужно ребенку в творческом развитии при создании хореографического образа. Итак, знания и игра не противоречат друг другу, а навыки не даются в готовом виде, дети добывают их в самостоятельных опытах и открытиях. Ведь создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает.

Каждый урок – это игра, иначе ребенку просто будет не интересно. Прыжки и другие танцевальные движения в образах жуков, аистят, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут, а не помешают освоить хореографию на базовом уровне. Придумать нужно сюжет простой, понятный и доступный для детей данного возраста.

Таким образом, мы с вами дошли до актуальности рассматриваемой мной темы. Она обусловлена тем, что воображение и игровой подход к сложным упражнениям дают больше результативности на уроках хореографии, нежели традиционные методы преподавания.

Цель моего исследования: выявить практический метод по формированию и развитию интереса, мотивации, увлеченности у детей младшего дошкольного возраста на уроках хореографии.

Итак…Начинаем наше исследоваетельское путешествие. И первое, что следует знать, это то, что в танцевально – игровой хореографии представлены различные разделы, но основными являются: танцевально – ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все эти разделы объединяет игровой метод проведения занятий. Так в танцевально – ритмическую гимнастику (или ритмика) входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально – подвижными играми и играми – путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает музыкально - творческие игры и специальные задания.

Остановимся подробнее на каждом из этих разделов.

И первым разделом или составляющей является ИГРОРИТМИКА. Игроритмика – это основа для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно – правильно выполнять движения под музыку, в соответствии ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и др. средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Например:

1. Ритмическая игра «Ежик и барабан»

На слова «бум» - дети ударяют ладонями по коленям.

С барабаном ходит Ежик – бум, бум, бум!

Целый день играет Ежик – бум, бум, бум!

С барабаном за плечами – бум, бум, бум!

Ежик в сад забрел случайно – бум, бум, бум!

Очень яблоки любил он – бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он – бум, бум, бум!

Ночью яблоки срывались – бум, бум, бум!

И удары раздавались – бум, бум, бум!

Ой, как зайчики струхнули – бум, бум, бум!

Глаз до зорьки не сомкнули – бум, бум, бум!

2. Ритмическая игра «Часы»

Бьют часы на башне: Бим! Бом! Бим! Бом!

(ударяют обеими кулачками по коленям половинными длительностями)

А стенные поскорее: Тик! Так! Тик! Так!

(качают руками – «стрелками» вправо/влево – четвертными длительностями - раз и)

А карманные спешат: Тики – таки! Тики - таки! Тики – таки – так!

(поочередно шлепают ладонями в ритме восьмыми длительностями)

Второй составляющей является ИГРОГИМНАСТИКА, которая служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, акробатические этюды, мимические упражнения.

Например: 1. «Сидит старый дед»

Сидит старый дед, ему 100 лет (дети сидя опускают вниз плечи,

А мы ребята – дошколята и мы сидим вот так

(выпрямляются, спина ровная, руки на поясе)

2. «Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой – ка, будто ты солдатик стойкий!

Ногу правую к груди, да, смотри, не упади!

А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый!

3. «Я веселый пятачок»

(перекаты на спине вправо/влево, вперед/назад)

Я – веселый Пятачок, акробат отличный!

Хвостик – маленький крючок, голосок приличный!

Поросенок я лесной, бара – бара – банчики!

Кувыркайтесь все со мной, кабаны – кабанчики!

Третьей составляющей являются ИГРОТАНЦЫ. Они, в свою очередь, направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Например: 1. «Стирка» (движения согласно тексту)

Мы платочки постираем,

Хорошенько их потрем!

А теперь их пополощем,

Хорошенечко встряхнем!

Наши чистые платочки на веревку отнесем!

А теперь мы их погладим,

Вот как весело живем!

2. Танцевальные шаги: «Ковырялочка»

Ставлю ногу на носок, а затем на пятку.

И три раза постучу, глядя на ребяток!

«Топотушки»

В гости к нам пришли зверюшки,

Им покажем «топотушки».

Постучим мы ножками,

Протопчем к ним дорожку.

Четвертым разделом будет ИГРОПЛАСТИКА основывающаяся на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Например:

морские фигуры – «Морская звезда» (лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь, «Дельфин» - лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в замок, «Верблюд» - стоя на коленях прогнуться назад и руками дотянуться до пола, «Планка» - упор лежа и т. д.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Например: Поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул.

Этот пальчик уж заснул

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В пятый раздел входят МУЗЫКАЛЬНО – ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, содержащие упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являющиеся ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально – игровой гимнастике.

Например:

танцевальная игра «Уселась кошка на окошко»

1куплет. Уселась кошка на окошко,

И стала лапой ушки мыть.

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можно повторить.

(В центр выходит «кошка» - педагог, дети вокруг него, взявшись за руки, идут по кругу, повторяя слова куплета)

Припев: Раз, два, три – ну – ка, повтори!

Раз, два, три – ну – ка, повтори!

Три, четыре, пять – повтори опять!

Три, четыре, пять – повтори опять!

Очень хорошо!

(«Кошка» показывает и за ней все повторяют - правой рукой совершаем круговые движения у правого уха. Три хлопка в ладоши. Затем левой рукой круговые движения у левого уха. Три хлопка в ладоши. Приседания вправо/влево 4 раза, руки на поясе).

2 куплет. Змея ползет тропой лесною,

Как лента по земле скользит.

А мы движение такое

Рукою, можем вам изобразить.

(В центре круга «кошка», дети вокруг нее ходят по кругу взявшись за руки)

Припев: тот же

(«Кошка» показывает, дети повторяют – руки сложили перед собой ладонь в ладонь и изображаем движение змеи. Три хлопка в ладоши. Повторяем движение змеи. Три хлопка. Руки на поясе и 4 раза приседаем)

3 куплет. Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать –

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам, детки, надо подражать.

(Круг вокруг «кошки»)

Припев: тот же

(«Кошка» показывает, дети повторяют. Обе руки подставляем к носу и дразнимся. Три хлопка. 4 раза присесть).

4 куплет. Весь день стоит в болоте цапля,

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли,

Для нас, для тренированных ребят.

(Круг вокруг «Кошки»)

Припев: тот же

(«Кошка» показывает, дети повторяют. Стоим на правой ноге, три перескока. Стоим на левой ноге, три перескока. 4 раза присесть, руки на поясе)

5 куплет. Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей.

Но, человек, ты – друг природы

И должен знать повадки всех зверей.

(Круг вокруг «кошки»)

Припев: тот же

(Объединяем и танцуем все движения, выученные ранее по одному разу)

В шестом разделе, называющимся КРЕАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА, предусматривается целенаправленная работа по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Упражнения: 1. «Выразительная ходьба» - ходьба с закрытыми глазами; с концентрацией внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ: «усталость», «бодрость», «напряженность», «страх», «расслабленность».

2. «Создай образ предмета» - имитация движения неодушевленных предметов: паровоз, башенный кран, ножницы, дверь, велосипед.

3. «Пробеги как…» - вхождение в образ различных животных

4. «Придумай свой прыжок» - зайчик, кенгуру, кузнечик

5. игровое упражнение «Нарисуй свой бросок»

6. «Проползи как…» - змея, жук, шпион, гусеница

7. игровые задания – «Сад скульптур», «Театр поз»

8. подвижные игры «Где бывали мы не скажем, а что делали - покажем».

Упражнения такого раздела как ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ носят имитационный характер, и выполняются по ходу сюжетно –ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражанием образу начинается познание ребенком техники движений танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и др. Образно – подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Например:

Конспект занятия по системе «Игровой стретчинг» по мотивам

словацкой сказки «У солнышка в гостях».

Педагог: Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось.

Заскучали цыплята без солнечного света.

- Куда это солнышко девалось? - говорят. - Нужно его поскорее на небо вернуть.

- Где же вы его найдёте? - закудахтала наседка. - Разве вы знаете, где оно живёт?

- Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили цыплята.

Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке - зёрнышко, в сумочке - маковинка.

Ходьба обычная; с высоким подниманием колена. Бег обычный; на носках, змейкой.

Упражнение «Зернышко». Исходное положение (далее «И. п.») : сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед-вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище.

Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно подни-мая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз.

2. Основная часть:

Педагог: Отправились цыплята. Шли, шли - и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит бабочка.

Упражнение «Бабочка» И. п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола. (Дыхание произвольное, движения динамичные.)

Остановились цыплята и спрашивают:

- Бабочка-красавица, не знаешь ли, где солнышко живёт?

- Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.

Упражнение «Птица» И. п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оття-нуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! – взмах руками, наклон к правой ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. Два! – возвращаемся в и. п. Три! – тот же наклон к левой ноге, Четыре! – и. п. Вдох при взмахе, выдох при наклоне.)

А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут.

Подлетела к ним, затараторила, затрещала:

- Цыплята, куда вы идёте? Куда вы, цыплята, идёте, куда?

Отвечают цыплята:

- Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идём его искать.

- И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!

- А ты знаешь, где солнышко живёт?

- Я-то не знаю, да, может, котенок знает: он по соседству живёт, - затрещала сорока

Упражнение «Кошечка» И. п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. (Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.)

Увидел котенок, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

- Котенок, котенок, - запищали цыплята, затараторила сорока, - не знаешь ли, где солнышко живёт? Мы его ищем.

- Я-то не знаю, а вот моя соседка, улитка - та, наверно, знает: она около ручья, в камышах, живёт. Повёл котенок всех к ручью. Видят, за лопухом сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит

Упражнение «Улитка» И. п. Лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз.

Раз! - медленно поднять прямые ноги, затеи таз и все тело перевести в вертикальное положение, оставаясь в упоре на плечах и руках.

Два! Вернуться в И. П. (Дыхание нормальное)

- Эй, соседка, ты дома или нет? - крикнул котенок.

- Дома, дома! – закричала улитка. - Всё никак не могу просохнуть - солнца-то три дня не было.

- А мы как раз солнышко идём искать! - закричали ей в ответ цыплята, сорока и котенок. - Не знаешь ли, где оно живёт?

- Я-то не знаю, а вот за ручьём, под дуплистым буком, ёж живёт - он должен знать.

Они переправились на челноке через ручей, и пошли ежа искать.

А ёж сидел под буком и дремал.

Упражнение «Ежик» : И. п. Сесть на пятки. Прямые руки в замке за спиной.

Раз! Медленно наклоняясь вперед, стараться коснуться подбородком пола и поднять руки. Два! Вернуться в и. п. (вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й)

Ёжик, ёжик, - хором закричали цыплята, сорока, котенок и улитка, - ты не знаешь, где солнышко живёт? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?

Подумал - подумал ё ж да и говорит:

- Как не знать!

Знаю, где солнышко живёт. За буком- большая гора. На горе - большое облако. Над облаком - серебристый месяц, а там и до солнышка рукой подать!

Взял ёж палку, нахлобучил шапку и зашагал впереди, всем дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полёживает.

Залезли на облако цыплята, сорока, котенок, улитка и ёж, уселись, и полетело облако прямёхонько к месяцу в гости.

- Месяц, месяц, - закричали ему цыплята, сорока, котенок, улитка да ёж, - покажи нам, где солнышко живёт! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него.

Привёл их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.

Тут сорока затрещала, цыплята запищали, а ё ж палочкой застучал:

- Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети!

- Кто тут под окошком кричит? - спросило солнышко. - Кто мне спать мешает?

- Это мы, цыплята, да сорока, да котенок, да улитка, да ёж.

Пришли тебя будить - утро настало.

- Ox, ox. - застонало солнышко. - Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу.

Услыхал про это котенок - схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это улитка - давай солнце водой умывать. А сорока - полотенцем вытирать. А ёж давай колючей щетинкой начищать. А цыплята - те стали с солнышка соринки смахивать.

Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое.

И всюду стало светло и тепло.

Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает.

А цыплята тут как тут. По двору бегают, зёрна ищут, на солнышке греются.

набегались, устали, и решили отдохнуть.

3. Заключительная часть. Дыхательные упражнения.

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально – двигательной сферы, и творческих способностей детей.

Все занятия, представленные разделами, и входящие в состав игровой хореографии, проводятся в сопровождении рассказов, речитативов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создается ряд знакомых каждому ребенку образов, воображаемая игровая и ролевая ситуация, сюжет, правила для действий с предметами и без них. Практическая значимость моего исследования заключается в том, что полученные в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность применения методов игры и игровой деятельности при преподавании хореографии дошкольникам и могут быть использованы в работе педагогов других ДОУ и хореографов, работающих с дошкольным возрастом в хореографических коллективах. https://www.maam.ru/detskijsad/221576/editpost619315.html

Публикации по теме:

Роль сказки в развитии воображения и речи детей Роль сказки в развитии воображения и речи детейСказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего.

Буклет «Игры и упражнения по ТРИЗ на развитие творческого воображения» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как, "Теория решения изобретательных задач". Автор ТРИЗ известный учёный -соотечественник Генрих Саулович.

Игры на развитие внимания, мышления, воображения и памяти Игры на развитие внимания, мышления, воображения и памяти. Развивающая игра "Знакомые " Игра на развитие мышления для детей 3 - 4 лет.

Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования. ИгрыРазвитие творческого воображения средствами сюжетного рисования. Игры Игры Юдиной Елены Николаевны Тема: «Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования» Дидактическая игра «Живые ложки».

Инновационный подход в преподавании учебного предмета «История и культура Башкортостана» в условиях современной школы. Основой федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является системно-деятельностный подход, предполагающий.

Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.

Роль хореографии в театрализованной деятельности дошкольника. В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Искусство.

Тренинговое занятие с элементами игры «Роль игры в жизни ребенка раннего возраста» ХОД ЗАНЯТИЯ: Вводная часть 1. Психогимнастическое упражнение «Поменяйтесь местами…» (1 минута) Цель: активация участников на работу, знакомство.

Творческие игры по изобразительной деятельности для развития воображения у дошкольниковТворческие игры по изобразительной деятельности для развития воображения у дошкольников Игра "Неоконченный рисунок" Цель: развитие творческого воображения Игра "раскрась по-разному" Цель: развивать творческие способности;.

Эссе на конкурс «Педагогический дебют-2017» «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!» Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда. Эзоп Мы живем в век перемен. Новые идеи и веяния сменяют друг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры и воображения в преподавании хореографии дошкольникам
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 17:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД