Папки-передвижки

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников. Подвижные игры

Светлана Лаздина
Роль игры в развитии физических качеств дошкольников. Подвижные игры

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сензетивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качеств. Среди многообразия качеств, формируемых в дошкольном возрасте, особое место занимают ценностное отношение к своему здоровью. Оно способствуют полноценному развитию психических процессов человека, его адаптации в социуме и развитию физических качеств.

Публикация «Роль игры в развитии физических качеств дошкольников, Подвижные игры» размещена в разделах

ФГОС ДО выделяет образовательную область «Физическое развитие», главной задачей которой является формирование у дошкольников двигательных навыков, физических качеств [2].

В современных источниках физические качества рассматриваются как интегральная характеристика двигательных возможностей человека, обусловленная его анатомо-морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями, т. е. это возможности, обусловленные сплавом врожденного и приобретенного [3].

Физическими качествами человека принято называть его отдельные возможности: быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость. Их проявление в значительной мере зависит от антропометрических (росто-весовых) характеристик человека, способствует формированию спортивных умений [4].

Физические качества имеют большое значение для укрепление здоровья, физического совершенствования детей. Их развитие и совершенствование осуществляется разными путями. Но эффективнее усваиваются в подвижной игре.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. П. Ф. Лесгафт писал, что подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям[1].

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества : сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

Приведу примеры подвижных игр, которые использую для развития физических качеств у дошкольников.

Для развития ручной и локомоторной ловкости у дошкольников использую игры с лентами, шнурами («Кто скорее намотает шнур» «Кто скорее дойдёт до середины», а также эстафеты с предметами: «Пробеги не задень» и др.

Развитию быстроты и ловкости способствует игра «Ловишка», которую использую часто, усложняя задания от игры к игре : как можно быстрее убежать от ловишки; включение в игру 2-3 ловишек. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому я подбираю игры с бегом «Зайцы и волк», «Карась и щука», а так же различные игры-эстафеты : «Два мороза», «Парный бег», «День и ночь», -«Пустое место», «Мышеловка» и другие.

Развитие у дошкольников способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности (выносливость) происходит за счёт многократного повторения однообразных движений, увеличения времени игры или расстояния. С этой целью использую игры с непрерывной двигательной деятельностью: «Волшебные скакалки» (кто продержится дольше других); «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали» снова разбегаются); «Совушка», «Лётчики» и др. В играх на развитие выносливости внимательно наблюдаю за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.

Развитию силы мышц способствуют следующие упражнения: набивной мяч, прыжки; игры на сопротивление «Кто сильнее», «Буйволы»; командные игры-эстафеты. Для проведения игр используются обручи, верёвки, мешочки с песком.

Для развития способности выполнять движения с большой амплитудой (гибкость) следует учитывать естественную гибкость и не злоупотреблять упражнениями на растягивание. Для развития гибкости использую подвижные игры : «Циркачи», «Передача мяча», «Змейка», «Туннель из обручей» и другие.

Следует отметить, что одна подвижная игра может использоваться как для развития быстроты и ловкости, так и для развития гибкости. Например, игра «Передача мяча». Дети стоят друг за другом на расстоянии шага и передают, наклоняясь, мяч над головой или между ног.

Для повышения эффективности подвижных игр провожу разъяснительные беседы о различном спортивном оборудовании.

Получить желаемый результат невозможно без помощи родителей. Поэтому организую совместные спортивные праздники и подвижные игры с родителями, выставки нестандартного оборудования.

Литература

1. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1985. – 271с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.). Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. – М. :Мозаика-Синтез, 2009. – 212с.

4. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 368с.

Публикации по теме:

Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне,.

Консультация для воспитателей детского сада «Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников». Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения,.

На ярмарке «Роль дидактической игры в развитии логического мышления старших дошкольников» Актуальность: На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

О роли воспитателя в развитии физических качеств у дошкольников "О роли воспитателя в развитии физических качеств у дошкольников" Логвинова Олеся Юрьевна инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №31.

Проект «Подвижные игры, как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры» ПРОЕКТ «Подвижные игры как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры для разных категорий.

Роль игры в развитии взаимодействия дошкольников Роль игры в развитии взаимодействия дошкольников. В настоящее время проблемы изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников: структура игры и игровые взаимоотношения Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников? Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут.

Статья «Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста» Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и.

Семинар-практикум для воспитателей «Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств дошкольников» Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников. Забота о всестороннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры в развитии физических качеств дошкольников. Подвижные игры
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 22:22
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД