Лучший педагог года

Роль музеев в дошкольных учереждениях

Натали Носова
Роль музеев в дошкольных учереждениях

Роль музеев как социокультурного института общества

в патриотическом и гражданском воспитании личности

дошкольника

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики.

Музейная технология – это одни из методов проектной деятельности, которая включена в

структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного

образования. Так в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид

Публикация «Роль музеев в дошкольных учереждениях» размещена в разделах

деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7

лет, а ее элементы, какие как, продуктивная деятельность, исследовательская

деятельность, презентация результатов, включены в программные задачи и для детей

младшего возраста

Почему мы решили работать по этой технологии? Потому что Музейная педагогика

помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает

наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного

учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании

системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному,

природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному,

творческому и эмоциональному развитию. Каждый мини-музей — результат общения,

совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать

отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего

дошкольного учреждения.

1 Мини-музей в детском саду

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика

экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши

дети бывают в музее? Скорее всего большая часть воспитанников детских садов ни разу

не были в музее. Во-первых, не во всех уголках нашей страны есть музеи. Во-вторых,

многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-

третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Именно поэтому в отдалённых дошкольных учреждениях решили создавать собственные

музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую

популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих

дошкольных учреждений.

Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются

информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное

выделение условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно

связаны межу собой либо пересекаются в каких-либо аспектах.

Цели мини-музея :

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представлния о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

Задачи:

1. Формирование проектно-исследвательских умений и навыков.

2. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.

3. Развитие творческого и логического мышления и воображения.

4. Формирование активной жизненной позиции

. Личностные качества:

•проявляет уважительное отношение к народу и истории страны.

•возникновение желания в будущем стать защитником отечества.

Интеллектуальные качества:

•Способен проявлять любознательность и активность в процессе ознакомления с

народными традициями, культурой, армией России.

•Способен действовать с подсказками педагога в процессе создания рисунка.

Физические качества

•владеет навыками коллективной работы с конструктором.

•умеет использовать атрибуты, строительный материал.

•проявляет ручную ловкость в процессе лепке, аппликации.

Сценарий совместной деятельности по решению задач

Дети

1 Беседа «Знакомство с историей появления праздника двадцать третье февраля».

2 Чтение былин «Илья Муромец».

3 Разгадывание загадок по теме.

4.«Русские национальные праздники».

5 «Казаки кто они?».

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных

помещений. Для расположения мини-музеев могут использоваться различные части

групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. В нашем

детском саду два постоянно существующих мини-музея «Русская изба» и «Музей боевой

славы»

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие

требованиям музейного дела. Поэтому мы называем их «мини-музеями». Часть слова

«мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и

размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в

обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать

ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать

каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В

обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец

экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый

мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Благодаря продолжительности проекта, в течение которого создаётся и существует мини-

музей, дети получают возможность реализации различных действий, раскрывающих

выбранное содержание. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в

различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребности в

этом. Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет

заниматься в рамках проекта.

Использование мини-музея в игровой деятельности детей

При создании и использовании мини-музеев мы не забывали о том, что ведущей

деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные

ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками,

приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в

детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а

значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные

ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая

фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи,

формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность

играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-

ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т. д. В процессе

работы с детьми в мини-музеях мы отобрали и адаптировали к своим задачам ряд

известных игр, а также разрабатывали собственные.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и

привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий,

для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой

предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Дошкольники разных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом

экскурсии проводили сами ребята, стараясь в меру своих возможностей обратить

внимание посетителей на те или иные предметы.

Результатами проведенной работы являются:

1 У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, региональной

культуры, основ здорового образа жизни, детской литературы, окружающего мира.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3 Расширились знания о традициях русского народа, подвиге героев Великой

Отечественной Войны.

4 Бережно относятся к экспонатам мини-музеев, атрибутам предметно-развивающей

среды группы, предметам быта, произведениям народного творчества.

5 Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают

участие в проведении праздников (в том числе и народных, в изготовлении атрибутов для

мини-музеев.

Таким образом, экспозиции мини-музеев позволяют вести разноплановую работу с

детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов

непосредственно образовательной деятельности, а также внеучебной деятельности, что

позволяет полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.

Публикации по теме:

«Ночь музеев в Нижнем Новгороде» Фотоотчет«Ночь музеев в Нижнем Новгороде» Фотоотчет Спешу поделиться своими впечатлениями о Международной акции «Ночь музеев-2017» В этом году я решила посетить музей истории Нижегородских.

Обогащение предметной среды средствами мини-музеевОбогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.

Фотоотчет «Ночь музеев в Нижнем Новгороде 2017»Фотоотчет «Ночь музеев в Нижнем Новгороде 2017» Сегодня мне хочется рассказать вам о том, как проходила "Ночь музеев " в моем городе Нижнем Новгороде. В этот день 20 мая к нам в Нижний.

Фоторепортаж с выставки «Сокровища музеев России»Фоторепортаж с выставки «Сокровища музеев России» Фоторепортаж с выставки «Сокровища музеев России» Уважаемые коллеги! На днях я посетила выставку живописи «Сокровища музеев России» и хочу.

Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО»Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО» Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя.

Фотоотчет «Субботний вечер. Ночь музеев»Фотоотчет «Субботний вечер. Ночь музеев» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом "Ночь музеев". В этом году «Музей-заповедник «Дмитровский.

Использование макетов и мини-музеев в детском садуИспользование макетов и мини-музеев в детском саду Использование макетов и мини-музеев в детском саду. Подготовила воспитатель: Черепанова Ирина Владимировна ГБДОУ д/с №20 2017г. На каждом.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Ночь музеев в Нижнем Новгороде. ФоторепортажНочь музеев в Нижнем Новгороде. Фоторепортаж Ночь музеев в Нижнем Новгороде В нашем городе музеев немного и конечно мы посещали их не один раз. Каждое посещение любого музея – это.

Сокровищница России. Привлечение дошкольников к изучению и посещению музеевСокровищница России. Привлечение дошкольников к изучению и посещению музеев Педагог ГБДОУ детского сада №10 г. Санкт-Петербурга Гадицкая Юлия Валерьевна хочет представить Вашему вниманию свою методическую разработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музеев в дошкольных учереждениях
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 13:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД