Получи документы

Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Морозова Ольга
Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов или компьютерные игры – любимое занятие, от которого очень трудно бывает ребенка отвлечь. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь умение общаться с самыми разными людьми всегда поможет во взрослой жизни, научит простым правилам мирного сосуществования. В общении реализуются социальные отношения людей [4]. Ребенок, как утверждал Л. С. Выготский, является социальным существом с самого момента рождения. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности, он сензитивен (чувствителен и восприимчив) для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет трудно [6].

Публикация «Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, сильное желание их продолжать – все это помогает детям преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений [5].

Для успешного развития коммуникативных способностей ребенку необходимо создать определенные условия, ведь каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.

Именно поэтому коммуникативному развитию детей в детском саду должно уделяться большое внимание и осуществляться оно должно во всех сферах деятельности детей : игровой, трудовой, познавательной, художественной и т. д.

Эффективно развивать коммуникативные способности ребенка, безусловно, помогает и музыкально - театральная деятельность. Ведь в отличие от других отдельно взятых видов искусств – это их синтез. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности : песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического [2]. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир человека, вызывает яркие эмоции. В музыкально-театральной деятельности можно использовать различные способы взаимодействия ребенка как со взрослым, так и с детьми своего возраста (совместное пение, музицирование, музыкальные игры и т. д). Музыкально-театральное творчество помогает детям лучше узнать себя. Помогая раскрепоститься, оно активизирует межличностную коммуникацию, «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров [3].

Приведем некоторые примеры влияния отдельных видов музыкально- театральной деятельности на коммуникативные умения детей.

Их очень хорошо развивает инсценирование песен, исполнение песен по ролям (партиям, исполнение диалогов в песне, вопросов – ответов, исполнение хороводных песен [1]. Необходимо отметить особое влияние совместного пения на развитие чувства коллективизма.

В играх-драматизациях происходит обогащение детей впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать в движениях игровые образы, раскрепощение детей, проявление их творческой самостоятельности, что позволяет им приобретать коммуникативные способности и использовать их в повседневной жизни.

В работу с детьми можно включать и достаточно сложные творческие задания – сюжетные этюды. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Активность остальных детей помогает им почувствовать уверенность в себе, преодолеть стеснение, находить способы взаимодействия с товарищами.

Игра на детских музыкальных инструментах помогает детям проявлять самостоятельность, сосредоточенность, умение слушать других, развивать мелодический слух, чувство ритма, голос, способность различать и сравнивать звуки.

Занятия, безусловно, обогащают жизненный опыт дошкольников, расширяют их кругозор, словарный запас, развивают коммуникативные способности, так как любая творческая деятельность обязательно подразумевает под собой общение (с группой, диалог, со зрителями и т. д.). Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

Итак, в музыкально – театральном творчестве можно выделить следующие основные виды деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей :

• пение (слушать товарища, педагога и подстраивать свой голос под их пение; пение по очереди, как бы передавая «волшебную палочку»; пение в небольших ансамблях, с солистами; творческие задания: «Озвучь героя», «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке»);

• слушание музыки (слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать, правильно подбирать слова и др.);

• игра в оркестре (исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания, вовремя вступать и др.);

музыкально-ритмические движения ( культура поведения: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – уметь принять приглашение или отказать, не обидев партнёра и т. д) [2];

• игры (музыкальные, дидактические, подвижные, речевые и др.);

коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.);

• беседы на различные темы (о добре и зле, о хороших и плохих поступках и т. д.);

• разыгрывание и решение «трудных ситуаций» (этюды, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);

• ритмические и интонационные игры со словом (скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, потешки и др.);

• музицирование (игра на детских музыкальных инструментах и др.);

• импровизации, танцы, хороводы (народные, танцы-приглашения, танцы-импровизации, этюды со сценическими движениями и др.);

• психогимнастические упражнения;

• психологические этюды;

• ауторелаксация;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

• обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.).

Большое значение для развития коммуникативных навыков также играют праздники, спектакли, досуги и развлечения.

Занятия музыкально - театральной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе [7].

На занятиях с детьми музыкально – театральной деятельностью осуществляется практическая помощь им в социальной адаптации.

В организации театрально-музыкальных постановок, разыгрывании сценок и этюдов, можно использовать разнообразные виды деятельности детей, в различном сочетании и комбинациях, применять практически весь комплекс музыкальных и театральных видов творчества, что развивает у детей :

- интерес к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

- навыки общения, знания о нормах и правилах поведения;

- игровые умения, навыки адекватного поведения, воображение и творческие способности;

- формирует положительное отношение к окружающим, правильную самооценку и сбалансированность эмоциональных состояний;

- обучает искусству общения в различных формах и ситуациях.

Коммуникация на таких занятиях происходит в процессе взаимодействия детей с педагогом и между собой. Они учатся слушать друг друга, внимательно относится друг к другу, анализировать, обсуждать, сопереживать, делать совместные выводы. Находясь в предлагаемых ситуациях, дети проговаривают их, ищут совместный, конструктивный выход из сложившихся ситуаций, работают над эмоциями, входят в роль; учатся понимать друг друга, распознавать добро и зло [5].

Ежегодная диагностика детей позволяет получать данные о том, что в результате реализации развивающей программы музыкально-театрального воспитания снижается уровень детей, имевших низкую коммуникативную компетентность. Снижается уровень детей, находивших агрессивные выходы из ситуации, а уровень миролюбивых и конструктивных решений конфликтных ситуаций увеличивается, т. е. дети становятся более дружелюбными. Дети к концу реализации программы (а рассчитана она на 4 года) умеют выстраивать диалоги, придумывать совместные игры, у них увеличивается словарный запас, они легко могут составить рассказ по картинке, у них много друзей и они достаточно благополучны в детском обществе. Это говорит о том, что программа дает свои результаты, музыкально-театральная деятельность при регулярном использовании позволяет добиться высокой коммуникативной компетентности детей.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Дети должны учиться выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Различные виды музыкально-театральной деятельности помогают развитию коммуникативных способностей у дошкольников. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Литература:

1. Ветлугина Н. А. и др. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособие для воспитателя и муз. руководителя/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – М. : Просвещение, 1984. – 208 с.

2. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович) : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. / Н. Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002. – 208 с.

3. Фольклор – музыка – театр : Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками : Программно-метод. пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 216 с.

4. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. / С. В. Коноваленко. – М. : Изд-во Эксмо, 2004. – 240 с.

5. Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». / О. Н. Саранская. – М. : Книголюб, 2008. – 64с.

6. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».)./ Л. Д. Столяренко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. – 672 с.

7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. / Э. Г. Чурилова – М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Публикации по теме:

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыкально-театральной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2015 в 22:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД