Приложение МААМ

Роль музыки Чайковского в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста

Литвинец
Роль музыки Чайковского в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание.

1. Введение. Творческий человек – всегда конкуренция для искусственного интеллекта…3

2. Роль музыкального воспитания в формировании нравственных качеств личности человека…. …. 5

3. Творчество П. И. Чайковского на уроках «Слушания музыки и музыкальной грамоты»….10

4. Заключение…16

5. Литература….17

1. Введение. Творческий человек – всегда конкуренция для искусственного интеллекта.

Публикация «Роль музыки Чайковского в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

Воспитание и образование детей в современном мире представляет для педагогов воспитателей серьезную задачу. Научить детей думать, наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, принимать нестандартные решения, творчески подходить к своему труду, составляя серьезную конкуренцию все быстрее развивающемуся искусственному интеллекту – это те необходимые качества, над которыми работают педагоги в современной школе.

В наше время появляется все больше ситуаций, когда даже за решением легких задач мы обращаемся к компьютеру. Увы, примитивное решение вопросов, копирование, нежелание принимать решения, основываясь на своем эмоционально – чувственном опыте обедняет жизнь человека. Можно сказать, что высокие технологии, которые упрощают нашу жизнь, в итоге, по большому счету, лишают нас, и, особенно наших детей, желания исследовать мир, природу своих чувств. Все меньше среди наших учеников почемучек и фантазеров, любознательных маленьких сказочников и исследователей.

А ведь только творческий, нестандартно мыслящий человек, умеющий пользоваться своей интуицией и наблюдательностью, может создать конкуренцию для искусственного интеллекта и все более стремительно развивающимся высоким технологиям и компьютеризации.

Ведь, действительно, уже многие ученые предупреждают нас о том, что привыкая к конформизму, человек постепенно становится управляемым биороботом. А машины вокруг нас становятся все более умными и умеющими многое. Искусственный интеллект все больше и лучше справляется со многими задачами, заменяя человека в анализе и переработке больших объемов информации и статистических данных. Вскоре, возможно, исчезнет необходимость в некоторых профессиях, где человека полностью заменят компьютеры.

И единственная пока сфера, которая еще пока недоступна современным компьютерным системам это обладание самосознанием, способность чувствовать, способность эмоционально оценивать свои и чужие поступки и эмоции. И это тот путь, по которому нужно следовать, развивая и воспитывая будущие поколения – формирование в учащихся ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях в жизни человека.

2. Роль музыкального воспитания в формировании нравственных качеств личности человека.

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных общественных классов, сословий или групп.

В музыкальных трактатах стран Древнего Востока утверждалось, что музыкальное воспитание призвано привести в равновесие добродетели, развивать в людях человечность, справедливость, предусмотрительность и искренность. Вопросы музыкального воспитания в Древнем Китае находились в ведении государства. Значительное место занимали они в этическом учении древнего китайского философа Конфуция (551-479 до н. э.). Он подчинял музыку строгой регламентации, распространяя на музыкальное воспитание государственно-политическую точку зрения, запрещал исполнять музыку, преследующую иную цель, чем воспитание нравственности. Эта концепция развивалась и в сочинениях последователей Конфуция.

В античной эстетике одним из элементов демократической системы воспитания была музыка, использовавшаяся как средство гармонического развития личности. Вопросам музыкального воспитания в Древней Греции уделялось исключительное внимание: в Аркадии все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке; в Спарте, Фивах и Афинах - учиться игре на авлосе, участвовать в хоре (это считалось священным долгом). Музыкальное воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-прикладной характер. "В самих спартанских песнях было что-то воспламеняющее мужество, возбуждавшее энтузиазм и призывавшее на подвиги. "

Средневековое искусство, так же, как и вся средневековая культура, формировалось под воздействием христианской церкви. При монастырях создавались школы, где музыка занимала видное место.

С 15 в. складывалась музыкальная педагогика Возрождения. В эту эпоху интерес к музыкальному искусству стоял в ряду других актуальных запросов нового человека. Занятия музыкой и поэзией, музыкой и античной литературой, музыкой и живописью связывали людей различных кругов, входивших в музыкально-поэтические содружества - академии. Музыкальная культура этого периода достигла значительного расцвета и в школах. Обучению пению придавалось большое значение. Воспитатель должен был стараться сделать голос ребёнка ровным, гибким и звучным, приучать ухо к ритму музыки и к гармонии. Педагоги вводили в школу изучение народных песен, а не только церковное пение, учили игре на музыкальных инструментах, обращали внимание на развитие художественного вкуса и др.

В России в 18-19 вв. система музыкальное воспитание основывалась на классовом и сословном отборе, в его организации значительное место принадлежало частной инициативе. Государство официально оставалось в стороне от руководства музыкальным образованием и воспитанием. В ведении государственных органов, в частности Министерства просвещения, находилась лишь одна область музыкального воспитания и образования - пение в общеобразовательных школах. В начальной школе, особенно народной, функции предмета были скромны и объединялись с религиозным воспитанием учащихся, а учитель пения был чаще всего регентом.

Цель музыкального воспитания сводилась к выработке навыков, позволявших петь в школьном и церковном хоре. Поэтому в центре внимания было обучение хоровому пению. В дворянских закрытых учебных заведениях, в частности в женских, музыкальное воспитание имело более широкую программу, кроме хорового (церковного и светского) и сольного пения, здесь обучали игре на фортепиано. Однако это делалось за отдельную плату и осуществлялось не везде.

О музыкальном воспитании как об одном из средств эстетического воспитания в государственном масштабе вопрос не ставился, хотя необходимость в этом осознавалась передовыми деятелями музыкальной культуры.

Возникновение и развитие русской теории музыкального воспитания относится к 60-м гг. 19 века. Одновременно с открытием Петербургской консерватории начала работать бесплатная музыкальная школа (1862) под руководством М. А. Балакирева и хорового дирижёра Г. Я. Ломакина. В 60-80-х гг. появились теоретические труды, ставившие основные проблемы музыкальной педагогики. В книге "О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе" (2 изд., 1882) Сергей Иринеевич Миропольский доказывал необходимость и возможность всеобщего музыкального воспитания.

В книге "Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й" (1907)Дмитрий Иванович Зарин отмечал, что пение оказывает воспитательное воздействие на учащихся, на их сознание, память, воображение, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие. Отсюда следовало, что музыка (особенно пение) может служить многосторонним средством для воспитания, а влияние её захватывает самые глубокие стороны внутреннего мира человека. Немало способствовали музыкальному воспитанию труды Владимира Васильевича Стасова и Александр Николаевич Серова.

Коренные изменения в музыкальном воспитании произошли после Октябрьской революции 1917. Перед советской школой была поставлена задача - не только давать знания и учить, но и всесторонне развивать творческие задатки учащихся. Образовательные функции сплетались с музыкально- просветительными, что было закономерным, поскольку в первые послереволюционные годы в орбиту музыкального воспитания вовлекались самые широкие массы трудящихся.

В 20-годы Работы Бориса Владимировича Асафьева о музыкальном развитии детей сыграли в эти годы большую практическую роль. Интересны его мысли о необходимости развития музыкально-творческих реакций детей, о качествах, которыми должен обладать учитель музыки в школе, о месте народной песни в музыкальном восприятии детей.

Асафьев обосновал важнейшие вопросы методики и организации музыкального воспитания, он считал, что музыку надо воспринимать активно, осознанно. Залог успеха в решении этой задачи Асафьев видел в максимальном сближении музыкантов-профессионалов "с массами, жаждущими музыки" (Избр. статьи о муз. просвещении и образовании, 1965, с. 18). Мысль об активизации слуха слушателя через разные формы исполнительства (путём собственного в нём участия) красной нитью проходит через многие работы Асафьева. В них также говорится о необходимости издания популярной литературы о музыке, о бытовом музицировании. Асафьев считал важным развитие у школьников прежде всего широкого эстетического восприятия музыки, которая, по его словам, ". есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которую изучают" (там же, с. 52).

Соответственно задачам менялись требования к преподавателям музыки. Они обязаны были быть одновременно хормейстерами, теоретиками, иллюстраторами, организаторами и просветителями.

В середине 70-х гг. получила распространение система, разработанная Дмитрий Борисович Кабалевским. Рассматривая музыку как часть самой жизни, Кабалевский опирается на наиболее распространённые и массовые музыкальные жанры - песню, марш, танец, что обеспечивает связь занятий музыкой с жизнью. Опора на "трёх китов" (песня, марш, танец) способствует, по мысли Кабалевского, не только развитию музыкального образования, но и формированию творческого мышления. При этом стираются грани между разделами, составляющими урок: слушанием музыки, пением и музыкальной грамотой. Он становится целостным, объединяющим различные элементы программы.

Музыкальное воспитание в капиталистических странах носит весьма неоднородный характер. Отдельные энтузиасты образования за рубежом создают оригинальные системы, получающие широкое распространение. Известна система ритмической гимнастики, или ритмики, выдающегося швейцарского педагога-музыканта Эмиля Жак-Далькроза. Он наблюдал, как, двигаясь под музыку, дети и взрослые легче запоминают её. Это натолкнуло его на поиски путей более тесной связи движений человека с ритмом, музыкой. В системе выработанных им упражнений обычные движения. Ходьба, бег, прыжки согласовывались со звучанием музыки, её темпом, ритмом, фразировкой, динамикой. В Институте музыки и ритма, построенном для него в Хеллерау (близ Дрездена, учащиеся занимались ритмикой и сольфеджио. Этим двум сторонам - развитию движения и слуха - придавалось большое значение. Кроме ритмики и сольфеджио, система музыкального воспитания Жак-Далькроза включала художественную гимнастику (пластику, танец, хоровое пение и музыкальную импровизацию на фортепиано.

Большую известность приобрела система детского музыкального воспитания КарлаОрфа. В Зальцбурге в ИнститутеОрфа, где проводится работа с детьми на основе 5-томного пособия по М. в. "Шульверк" (т. 1-5, 2 изд., 1950-54, написанного Орфом совместно с Гунильд Кетман, система предполагает стимулирование музыкального творчества детей, способствует детскому коллективному музицированию. Орф опирается на музыкально-ритмическое движение, игру на элементарных инструментах, пение и музыкальную декламацию. По его мысли, детское творчество, пусть самое примитивное, детские находки, пусть самые скромные, самостоятельная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создаёт атмосферу радости, стимулирует развитие созидательных способностей.

Педагоги - музыканты признавали и признают высокую роль музыки, ее значимость в воздействии на человека, особенно в период его интенсивного развития и становления как личности.

На уроках «слушания музыки и музыкальной грамоты» дети знакомятся с творчеством многих русских и зарубежных композиторов. Важно, в каком качестве, и в каком контексте это происходит. Цель таких занятий - приобщение учащихся к искусству, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, расширение кругозора, а также развитие творческих способностей детей и приобретение ими начальных музыкальных навыков.

Слушая музыку, дети под чутким руководством педагогов учатся воспринимать ее изобразительность, оттенки настроений; чувствовать красоту гармоний и интонаций в описании природы, чувств и настроений человека.

4. Творчество П. И. Чайковского на уроках «Слушания музыки и музыкальной грамоты»

Музыка Петра Ильича Чайковского, многие его сочинения включены в программу по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота». Чайковский очень любил детей и ценил в них непосредственность и глубину чувств. По воспоминаниям современников, в самом композиторе было «что-то детское,. он, как ребёнок, мог играть с детьми и любил детские забавы, отдаваясь им с искренним увлечением». «Петр Ильич считал, что с детьми надо разговаривать не как-нибудь особенно, приноравливаясь к ним, а просто, как со взрослыми.»

Чайковский, как рассказывают биографы, был обаятельным человеком, приковывающим к себе внимание всякого, с кем встречался. Композитором Чайковским всегда владело желание общаться посредством музыки с возможно большим количеством людей. Его мелодии, какую бы форму он для них не выбрал – симфонии, балеты, оперы, романсы, ноктюрны, детские пьесы – везде находили и находят отклик в сердцах людей. Счастье людей, их нужды, их заботы, всегда были близки душе композитора.

Для наших учащихся произведения Чайковского - это сказки, детские игры, сказочные персонажи, волшебные образы, игрушки, танцы, путешествия по разным странам, образы природы и самые настоящие человеческие переживания. Уже давно доказано, что воображение очень тесно связано с другими психическими процессами - мышлением, памятью, вниманием, восприятием, которые помогают детям в процессе учебной деятельности. Речь идёт о развитии слуха, фантазии, элементарном знании стилистических закономерностей музыки Чайковского, особенностей мелодики, гармонического языка, фактуры и формы, необходимых для раскрытия образа.

Для учащихся подготовительных классов и младших школьников хореографического отделения нашей школы знакомство с творчеством Чайковского начинается не с больших симфонических полотен, «взрослых» по своему тонусу сочинений, а с мелодий песен, танцев, маршей, в которых композитор максимально приближен к детям. Вокальный цикл детских песен, «Детский альбом», цикл «Времена года, три замечательных сказочных балета, - прекрасная возможность открыть для детей мир музыки Чайковского.

Превосходный методический материал для работы с детьми – «Детский альбом» П. И. Чайковского. Не так уж много существует сборников детских фортепианных пьес, которые по притягательности и по счастливой своей судьбе могли бы сравниться с ним. Этот цикл был написан композитором в 1878 году. Как известно, Чайковский создавал свой «Детский альбом» под влиянием «Альбома для юношества» Шумана, музыку которого он горячо любил. «Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана», - говорил Чайковский.

Как и в произведениях для взрослых, Чайковский стремится в пьесах «Альбома» раскрыть жизнь во всем её многообразии, не приукрашивая её, не избегая её тяжелых сторон, но стараясь выявить в ней, прежде всего самое прекрасное. Зная, что дети любят во всём правду и, играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы всё в них было «настоящее», композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Он хочет, чтобы чувства его маленьких героев были искренни и глубоки. Оттого даже в пьесах, связанных с образами игрушек, автор воплощает вовсе не «кукольные», а настоящие, человеческие переживания. Он заставляет нас искренне сочувствовать горю маленькой девочки по поводу утраты любимой куклы («Похороны куклы») и радоваться вместе с ней её счастью при виде новой игрушки («Новая кукла»). Прекрасно понимая роль народного элемента в воспитании ребёнка, композитор создает немало детских пьес, в основу которых положены народные песни и танцы («Вальс», «Полька», «Мазурка», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»).

«Детский альбом» писался Чайковским с учётом возможностей юных пианистов. В то же время в детском цикле как в капле воды отразились характерные черты «взрослого» фортепианного стиля композитора. Прослушивая на уроках пьесы, изучаем художественные достоинства «Детского альбома» П. И. Чайковского. Автор предъявляет к юным исполнителям достаточно высокие профессиональные требования, так как считает это необходимым условием творческого роста, как исполнителей, так и слушателей. «Альбом» Чайковского до сих пор служит примером того, как можно писать для детей просто, увлекательно и вместе с тем содержательно, как надо приобщать ребёнка к большому жизненно правдивому искусству, как пробуждать любовь к народной музыке, не только своей, отечественной, но и к иноземной.

Этот цикл - одно из популярнейших произведений русской классики. Он создавался Чайковским в 1875-76 гг. по заказу издателя музыкального журнала «Нувеллист» Н. М. Бернарда, который публиковал ежемесячно по одной пьесе в течение 1876 года.

Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал «святой восторг» при общении с природой. «…Я еще не встречал человека, - писал Чайковский, - более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

На уроках слушания музыки эти произведения воспринимаются детьми как яркие художественные полотна. Вполне обоснованно можно провести параллели между оркестровым письмом Чайковского и фортепианной фактурой его пьес, в которой также все её составляющие элементы наделены художественным смыслом и известной самостоятельностью.

В те годы, когда Чайковский писал свои сочинения, в домашнем музицировании были широко распространены фортепианные переложения оперной, оркестровой, вокальной и танцевальной музыки.

Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Балеты этого композитора всегда нравились учащимся. С удовольствием дети смотрят фрагменты из балетов на уроках, активно участвуют в обсуждении, как балетной музыки, сюжетов, так и о развитии музыкального и сценического действия в спектаклях.

Балеты Петр Ильич начал писать, будучи зрелым композитором, хотя склонность к сочинению танцевальной музыки проявилась у него с первых шагов творчества. Танцевальные ритмы и жанры, коренящиеся в бытовой музыке, использовались Чайковским не только в небольших инструментальных пьесах, но и в оперных и симфонических произведениях. До Чайковского музыка в балетном спектакле имела преимущественно прикладное значение: давая ритмическую основу танцу, она, однако, не содержала глубоких идей и образных характеристик. В ней господствовали рутина и штампы, однотипные танцевальные формы приспосабливались для воплощения самых различных сюжетов. Реформа Чайковского была подготовлена опытом претворения танцевальных жанров и форм в мировой классической оперной и симфонической музыке, в т. ч. в его собственном творчестве, развитыми танцевальными сценами в операх Михаила Ивановича Глинки и других русских композиторов, стремлением передовых балетмейстеров к повышению значения музыки в балетном спектакле.

Суть реформы — коренное изменение роли музыки в балете. Из подсобного элемента она превратилась в определяющий, обогащая сюжет и давая содержание хореографии. Балетная музыка Чайковского театральна, поскольку содержит характеристику основных образов, ситуаций и событий действия, определяя и выражая его развитие. В то же время по своей драматургии, принципам и стилевым особенностям балеты Чайковского близки симфонической и оперной музыке, поднимаются на один уровень с вершинами мирового музыкального искусства.

Его балеты сохраняют номерное строение, но каждый номер представляет собой крупную музыкальную форму, подчинённую законам симфонического развития и дающую широкий простор для танца. Большое значение у Чайковского имеют лирико-драматические эпизоды, воплощающие узловые моменты развития действия (adagio, pasd'action и т. п., вальсы, создающие лирическую атмосферу действия, сюиты национально характерных танцев, действенно-пантомимные сцены, рисующие ход событий и тончайшие изменения эмоциональных состояний действующих лиц. Балетная музыка Чайковского пронизана единой линией динамического развития в пределах отдельного номера, сцены, акта, всего спектакля в целом.

На протяжении всех четырех лет на занятиях по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» дети знакомятся с творчеством

П. И. Чайковского. Со многими сочинениями дети знакомятся постепенно. В первом классе дети слушают музыку и рисуют свои впечатления о ней. В последующие годы обучения мы опять возвращаемся к прослушанным произведениям, но уже с новым багажом знаний. При изучении различных музыкальных закономерностей ребята воспринимают уже известную им музыку каждый раз по- новому. Разнообразны способы включения музыкальных знаний в процесс музыкального восприятия школьников. На первых порах учащиеся учатся ориентироваться при восприятии жанров музыки (оперной, балетной, инструментальной, симфонической, знания о «трех китах» помогают более полному пониманию жанрового деления.

Затем с углублением в музыкальные знания, дети могут различить разновидности музыкальной интонации, прочувствовать форму и значение музыкального произведения в общем контексте музыкальной культуры.

По мере роста и развития учащихся их опыт и объем музыкальных знаний позволяют детям не только более тонко чувствовать музыку, но и аргументированно судить о характере ее выразительных средств, направленных на раскрытие содержания произведения.

5. Заключение.

Эмоции, переживаемые при прослушивании музыки Чайковского и при ее исполнении, остаются с детьми как их собственный душевный и эмоциональный опыт, обогащая и формируя его.

Детские пьесы, инструментальная музыка для детей, музыкальные спектакли, балеты, танцевальная музыка могут стать проводником в большой и прекрасный мир искусства.

В своей музыке П. И. Чайковский предъявляет к юным исполнителям достаточно высокие требования, так как считает это необходимым условием их творческого роста.

Музыка Чайковского учит доброте, пониманию прекрасного в жизни, в природе, в искусстве. Она учит сопереживать, раскрывает самые сильные и лучшие качества человека. Она помогает формированию гармоничной личности человека. Её играют и поют, слушают и изучают. Она передаётся из поколения в поколение, и в этом залог её будущности.

6. Литература.

1. ж. Знание –сила 2018 №2 статья А. Волкова «Искусственный интеллект обещает революцию?»

2. Малинина И. В. «Детский альбом» и «Времена года» П. И. Чайковского. М. 2003

3. Зеньковский В. В. «Психология детства». М. 1996

4. Майкапар А. Е. «П. И. Чайковский. Времена года». Челябинск, 2007

5. Айзенштадт С. А. «Детский альбом П. И. Чайковского». М. 2013

6. Прибегина Г. А. «Петр Ильич Чайковский». М. 1990

7. ж. Наука и жизнь 2018 №2,

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Динамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возрастаДинамическая открытка «Акула» для детей младшего школьного возраста Фрагмент занятия. Здравствуйте, ребята! Рассаживаемся по местам. Я всех вас очень рада видеть. Сегодня для работы нам понадобится цветной.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Подвижные игры для детей младшего школьного возрастаПодвижные игры для детей младшего школьного возраста Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас вспомнить своё детство и поиграть вместе с нами в подвижные игры! Ещё десять лет назад такие игры,.

Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки Чайковского в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 20 марта 2020 в 15:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыки Чайковского в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Литвинец (УИ 2266909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД