Приложение МААМ

Роль наставника учителя-дефектолога

Татьяна Клюева
Роль наставника учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ «Детский сад № 65»

Роль наставника учителя-дефектолога

в коррекционно-образовательной работе в детском саду

для детей с недостатками слуха.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам.

Чтобы стать хорошим специалистом, требуется высокий интеллект, интуиция, целеустремленность и доброжелательность, внимательность, отзывчивость, тактичность, терпеливость. Необходимы знания по сурдопсихологии, сурдопедагогике, основам медицины, понимание механизмов влияния тех или иных отклонений на общее развитие детей и возможностей для их компенсации.

Публикация «Роль наставника учителя-дефектолога» размещена в разделах

Сегодня все более актуализируется значимость наставничества в адаптации молодых специалистов. Одним из эффективных методов адаптации является наставничество. Наставничество – это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая молодым специалистом в работе. Кто такой наставник? Наставник – это педагог-дефектолог, обладающий обширными знаниями в сурдопедагогике и умеющий правильно передавать его другим. Наставник несет ответственность не только за себя, но и за своего подопечного, что важно для обеих сторон.

Целью наставничества является оказание методической помощи и поддержки начинающего учителя-дефектолога в ее профессиональном становлении.

В нашем детском саду наставничество существует много лет, так как детский сад для детей с нарушениями слуха единственный в городе Рязани и области. Высококвалифицированные педагоги передают свой многолетний опыт начинающим специалистам. Я являюсь наставником Скулковой Наталии Ивановны. Она двадцать лет работала воспитателем, получила второе высшее дефектологическое образование и четыре года назад пополнила ряды учителей-дефектологов детского сада. Хотя ее нельзя назвать молодым специалистом, но переход на новую должность потребовал новых знаний. Поэтому были поставлены следующие задачи:

1. Привитие интереса начинающего дефектолога к профессии.

2. Изучение нормативно-правовой документации.

3. Оказание помощи по ведению документации.

4. Использование коррекционных технологий в процессе образовательной деятельности.

5. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Центральным звеном в помощи начинающему педагогу является предварительная работа с ним. У молодых специалистов есть теоретические знания, полученные в институте. Они нуждаются в практических советах, поэтому наставнику в первую очередь необходимо обратить внимание на требования к организации учебного процесса, к ведению документации, техническим средствам обучения.

Мы вместе составили перспективный план профессионального становления, развития и самосовершенствования, так как наставничество предполагает постоянный диалог между опытным педагогом и начинающим. Чтобы не допустить перегрузки подопечного рекомендациями по обширному перечню вопросов, были выделены ключевые вопросы, соответствующие годам обучения. Осуществляем наставничество как метод обучения начинающего педагога-дефектолога по модели «Расскажи-покажи- сделай».

Эта модель содержит три основных шага.

«Расскажи» - первым шагом является знакомство учителя-дефектолога с нормативными документами, методическими материалами. Были проведены беседы, консультации. Тематика состояла из актуальных вопросов профессиональной деятельности, без знания которых будет несовершенным процесс становления молодого специалиста. Далее заполнялись диагностические материалы для выявления проблемных точек начинающего специалиста. Обсуждались поэтапно коррекционная работа по развитию речи, развитию слухового восприятия, развитию элементарных математических представлений. Наталия Ивановна испытывала затруднения в постановке звуков глухих детей, исправление фальцета и закрытой гнусавости. Порекомендовала ей изучить книги по методике обучения глухих детей устной речи и произношению, а также методический материал, который я использую в своей работе по данным разделам программы. Данные мною рекомендации легли в основу работы по самообразованию. Таким образом вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого специалиста.

Для дальнейшей более углубленной работы начинающему педагогу предлагались рекомендации по всем разделам программы для глухих детей. Но педагог - наставник не учит копировать его работу, а помогает начинающему специалисту выстроить собственный план саморазвития и самосовершенствования.

2-ой шаг - «Покажи». Существует пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Обучение молодых специалистов не может быть эффективным без показательных занятий наставника. Я проводила открытые занятия и мастер-классы по обучению детей произношению: по фонетической ритмике - вызывание гласных и согласных звуков у глухих детей (1-ый и 2-ой годы обучения,

- постановку звуков (3-ий и 4-ый годы обучения,

- работу с аппаратурой коллективного пользования,

- чтение текста с последующей драматизацией прочитанного,

- дидактические игры на развитие логического мышления,

- драматизация сказок.

Назначение мастер-класса - не только рассказать, но и показать, как отрабатываются наиболее сложные элементы методики, приемы и этапы работы. Все занятия сопровождались комментариями, что я делаю. Выясняла, все ли поняла Наталия Ивановна. Затем были организованы взаимопосещения. Я посетила занятия по всем видам деятельности: развитию речи, формированию элементарных математических представлений, по развитию слухового восприятия и обучению произношения. Тактично советовала, как правильнее и эффективнее организовать работу над тем или иным видом речевой деятельности по годам обучения, как правильно организовать работу на вибростоле со звукоусиливающей аппаратурой.

По ходу занятий выявились затруднения, которые после доброжелательной беседы легко устранялись.

В нашем детском саду осуществляются инновационные формы и методы работы с молодыми специалистами. Они выбираются в зависимости от цели воздействия. Ежеквартально проходят внутрисадовские методические объединения, где наряду с опытными педагогами выступают молодые специалисты. Эти мероприятия содействуют повышению интеллектуального уровня молодых педагогов, развивают навыки публичного выступления. Наталия Ивановна составила портфолио, главная цель которого - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя-дефектолога.

3-ий шаг - «Сделай». За четыре года работы учителем- дефектологом Наталия Ивановна быстро адаптировалась и состоялась в профессии. Она добросовестный, отзывчивый, исполнительный, творческий человек, любящий свою профессию и детей.

Результатом нашей совместной работы в мае 2019 года явилась защита работы на высшую категорию. Сейчас Скулкова Наталия Ивановна - учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Внедряет в практику новые компьютерные технологии, самостоятельно разрабатывает рабочие программы по годам обучения, имеет качественный дидактический материал по разделам программы, проводит как традиционную, так и нетрадиционную формы работы с родителями.

Труд дефектолога не из легких и работать в этой сфере можно исключительно по призванию, иначе в профессию идти не стоит.

В заключение хочу дать совет молодым педагогам. Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки. Не получилось сегодня - получится завтра. Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом и творчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь желаемых результатов.

Автор: учитель-дефектолог Т. И. Клюева

Город Рязань

2020 год

Публикации по теме:

Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год ПРОДОЛЖАЮ СЕРИЮ ПУБЛИКАЦИЙ ПО НАСТАВНИЧЕСТВУ И ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ОТЧЁТ О ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЕ, КОТОРЫЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА ИТОГОВОМ.

Анализ работы педагога-наставника с начинающим специалистом за 2018–2019 учебный год (отчёт второй) Данной публикацией я завершаю цикл статей по наставничеству. Надеюсь, что опыт работы будет полезен.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль наставника учителя-дефектолога
Опубликовано: 15 июня 2020 в 18:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль наставника учителя-дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клюева (УИ 1003985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД