Ольга Климова
Опыт работы по теме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В. М. Бехтерев.
История существования пальчиковых игр исчисляется столетиями.
Пальчиковые игры представляют собой культурное наследие народа. С малых лет детей учили играть в «Ладушки», «Сороку – белобоку», «Козу - рогатую». Их значение до сих пор недостаточно изучено осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее воздействие. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет большое значение для развития внимания, памяти, в том числе и речи. Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно, и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более эмоциональной. В наше время, все чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому мы заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, так как считаю важным уделять большое внимание пальчиковым играм для развития речи детей раннего возраста. Целью данной работы является : развитие мелкой моторики рук для развития речи детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач: изучить методы и методическую литературу по применению пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста; развивать игровые, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей раннего возраста; вызвать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм; совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; повысить компетентность родителей, педагогов по данному вопросу. В своей работе применяю разнообразные методы и приемы.
Публикация «Опыт работы по теме „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковые игры включаю в структуру режимных моментов группы. Также использую во время умывания, одевания и раздевания, в различных видах деятельности. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. На прогулке после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагала с помощью пальце рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево и др. Использовала приё мы: постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням.
Работу над освоением пальчиковых игр делили на несколько этапов: показ, объяснение, воспроизведение, закрепление. Показывая игру в первый раз, старалась замедлить темп, чтобы дети как, следует, рассмотрели мои движения, поняли смысл игры. Затем следовали показ и объяснение, как правильно выполняется упражнение. На следующем этапе повторяла текст вместе с детьми. Если дети допускали ошибки, то обязательно указывала на них, обращала внимание на неточность, уделяя внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции, настроение стихотворения. Игру повторяли на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.
Для того чтобы работа с пальчиковыми играми была более эффективной, использовали в течение дня 2-3 игры, один раз, в неделю добавляя новую игру.
Соблюдали требования проведения пальчиковых игр : убеждалась в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек; не проводили игру холодными руками. Руки согревали в теплой воде или растирали ладони; при проведении первых пальчиковых игр текст читали медленно, чтобы дети успели показать движения; не торопились обновлять репертуар (в нашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые вводили постепенно, исключая по одной из знакомых (но через определённое время возвращались к ней); проводили игру весело, «не замечали», если малыш на первых порах делал что – то неправильно, поощряли успехи.
В начале года был разработан перспективный план по использованию пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста в соответствии с лексическими темами детского сада (фото).
Упражнения старались подбирать, так чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями : индивидуальные беседы; консультации (индивидуальные и групповые) : «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук»; рекомендации родителям в виде памяток: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», фото выставки, видео – презентации: «Речь и пальчики»; родительское собрание: по теме : «Пальчиковая гимнастика для малышей с показом видеоролика» «Десять пальчиковых игр для малышей». Кроме того изготовила книжку – раздвижку «Пальчиковые игры», которые обновляю по мере разучивания. Отмечаю успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми. С педагогами детского сада работаю в тесном взаимодействии, строю работу на основе педагогического сотрудничества, используя современные педагогические технологии. Провела консультацию для педагогов «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». К концу года пальчики у детей стали более гибкими, ловкими, дети быстрее овладели сложными упражнениями, речь значительно улучшилась. Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Диагностика по развитию речи показала положительную динамику, речевая активность детей повысилась на 20% и составила 2 балла. Работа в данном направлении будет продолжена, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление и речь.