МААМ-картинки

Роль педагога-психолога в воспитании дошкольника

Людмила Малахова
Роль педагога-психолога в воспитании дошкольника

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А. С. Макаренко 80-90 годы XX века стали переломной вехой в истории российской системы образования: утверждение личностно-ориентированной (субъект - субъектной) педагогической парадигмы привело к созданию в общеобразовательных учреждениях психологической службы. Основная цель современной системы образования - воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. В соответствии с «Конвенцией ООН по правам ребенка», семья и государство должны обеспечивать выживание, развитие, активное участие в жизни общества каждому несовершеннолетнему, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политический или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения. Развитие ребенка (лица, не достигшего 18 лет и требующего особого к себе отношения) в большей мере зависит от таких социальных институтов как: детский сад, общеобразовательная школа, учебные заведения. В дошкольном учреждении развитие осуществляется в форме воспитания. Воспитание - целенаправленное создание условий: материальных, духовных, организационных для физического, умственного развития человека как личности. К созданию подобного рода условий в дошкольном учреждении причастен педагог-психолог. Цель его деятельности - оказать помощь воспитателям и родителям в создании условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, эффективному развитию психических процессов и способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Совместно с родителями и воспитателями он заботится о формировании познавательной, эмоционально-волевой, межличностной, творческой (креативной) сферы дошкольников. Психолого-педагогическая деятельность строится по пяти направлениям: 1) психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3) психологическая коррекция; 4) психологическая профилактика; 5) психологическое консультирование. Психолого-педагогическое просвещение и профилактика, осуществляемые в форме лекции, беседы, дискуссии, предполагают приобщение родителей, педагогов к знаниям детской психологии; предупреждению возможного неблагополучия в психолого-педагогическом развитии дошкольника. Чтобы грамотно воспитывать и обучать ребенка необходимо исследовать его зоны актуального и ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, освоив соответствующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности. В процессе изучения психики ребенка нужно руководствоваться принципами: 1. принцип гуманизма и педагогического оптимизма - к малышу следует подходить бережно и заботливо (Не навреди); 2. принцип объективности и научности - важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом этапе; 3. принцип комплексности, системности и систематичности - изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; определение места каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития; 4. принцип детерминизма - осознания причинно-следственных связей в становлении психических особенностей; 5. принцип единства сознания и деятельности (по С. Л. Рубинштейн); 6. принцип индивидуального и личностного подхода - общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо. Если уровень развития дошкольника оказывается низким, педагог - психолог выясняет причину отклонения, организует и проводит коррекционно-развивающую работу, цель которой: профессиональное исправление нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мотивационном развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом пяти принципов: - единство коррекции и развития; - единство возрастного и индивидуального в развитии; - единство диагностики и коррекции развития; - деятельностный принцип осуществления коррекции - психика ребенка развивается в ходе ведущей деятельности (то есть игре); - подход к дошкольнику в коррекционно-развивающей процедуре как к одаренному; дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как ребята «второго сорта», они требуют коррекции своего развития до оптимальной нормы. После изучения диагностических данных, результатов коррекционноразвивающей деятельности педагог-психолог составляет личностный портрет дошкольника, ставя в известность родителей и педагогов. Работа с последними проводится в рамках психологического консультирования, подчиняющегося следующим принципам: 1) принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту; 2) принцип ориентации на ценности и нормы клиента; 3) принцип запрета давать советы; 4) принцип конфиденциальности (анонимности) сообщения информации; 5) принцип разграничения личных и профессиональный отношений в общении с клиентом. Таким образом, педагог-психолог отслеживает комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на полноценное развитие дошкольника как личности. XXI век в истории нашего Отечества стал эпохой гуманизации образования. Достойный вклад в утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности внесет профессиональная деятельность педагога - психолога.

Публикация «Роль педагога-психолога в воспитании дошкольника» размещена в разделах

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраляКонсультация о воспитании папы в жизни дошкольника «Я и папа» к 23 февраля В рамках проектной деятельности «Поздравляем наших пап с Днем Защитника Отечества» подготовили для пап консультацию и поздравительное.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Участие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУУчастие педагога-психолога в Неделе экологии в ДОУ В нашем детском саду прошла неделя экологии, основными задачами которой являлись следующие: - формирование основ экологического мировоззрения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога-психолога в воспитании дошкольника
Опубликовано: 10 февраля 2023 в 13:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль педагога-психолога в воспитании дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Малахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.

17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД