Получи документы

Роль подвижных игр и игровых упражнений в организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Шумилкина Татьяна
Роль подвижных игр и игровых упражнений в организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста

Роль подвижных игр и игровых упражнений в организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей и имеют большое значение в развитии двигательной активности детей. Значение подвижных игр велико : они являются одновременно, и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

Публикация «Роль подвижных игр и игровых упражнений в организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Цель: повышение своего профессионального уровня в изучении подвижных игр; внедрение и применение их в работе с детьми.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по подвижным играм.

2. Творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников.

3. Формировать устойчивый интерес детей к подвижным играм, к активному образу жизни, воспитанию моральных, волевых, нравственных, эстетических качеств, а также расширить двигательный опыт детей посредством овладения новыми двигательными качествами.

Актуальность

С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Подвижная игра оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус. В процессе игровых действий у детей формируется морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

Задача взрослого – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений: ходьба и бег; подскоки и прыжки; ползание и лазание; упражнения с мячами. Помимо игровых упражнений на прогулке ежедневно проводятся и подвижные игры, продолжительностью от 6 до 10 минут. В летнее время планируется по одной игре в утренний и вечерний отрезок времени. Зимой, чтобы создать у детей бодрое настроение пребывание на свежем воздухе лучше начинать с подвижной игры.

Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности либо можно ограничиться лишь игровыми упражнениями. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом план должен включать игры

Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”);

• Игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”) ;

• Игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”) .

• Игры на закрепление двигательных навыков.

• Игры на развитие физических качеств.

Следует отражать в планах разучивание новой игры. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры :

• Спортивные упражнения

• Игры-эстафеты

• Игры с элементами спорта

• Сюжетные подвижные игры

• Забавы

• Сюжетные подвижные игры

• Бессюжетные подвижные игры

• Народные игры

• Хороводные

К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей : кукольные сани, ящики для перевозки снега, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Подвижные игры на прогулке в режиме дня планируются и проводятся ежедневно. Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, погодные и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В - третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. («Царь-горох», «Одиннадцать», «Два Мороза», «Утки и охотники», «Палочка-выручалочка»). Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа - спортивные игры: волейбол, бадминтон, настольный теннис, футбол.

Для формирования интереса к занятиям физической культурой, способности организовать свой досуг, детей учим владению мячом. Это развивает творческие способности детей, мелкую моторику, координацию движений, воспитывает навык совместных действий, заботливое, предупредительное отношение детей друг к другу, умение применять навыки на практике, развивает физические качества.

Игру начинаем чаще всего с небольшим количеством детей, чтобы создать у детей интерес к игре. Желающие подключаются к игре достаточно быстро. До начала игры объясняются правила. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. При повторном проведении игры правила уточняются.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников. В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит:

- следить за движениями, которые должны соответствовать правилам, (подсказать, как целесообразнее выполнить то, или иное движение,

- следить за дозировкой физической нагрузки (она должна увеличиваться постепенно, общая продолжительность игры около 10 минут);

- делать краткие указания (указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу);

- поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих;

- приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку;

- приучать добиваться достижения общей цели, испытывая радость.

Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Также наиболее приемлемой и эффективной формой повышения двигательной активности детей являются игры с элементами соревнования, спортивные эстафеты способствуют пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Во время таких мероприятий, объединяя играющих в группы, команды, учитываются физические и индивидуальные особенности детей. Команды подбираются равные по силам, для активизации неуверенных детей соединяют со смелыми и активными, потому что играть интересней, когда команды равные по силе.

"Как провести подвижные игры на прогулке"

Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности.

А мы, воспитатели детского сада, ставим перед собой следующие задачи для проведения подвижных игр :

- расширить двигательный опыт детей, обогащать его новыми, более сложными движениями.

- совершенствовать уже имеющиеся у детей навыки в основных движениях, применяемые в игровых ситуациях.

- развивать двигательные качества : ловкость, быстроту, выносливость.

- воспитывать самостоятельность, активность, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Для прогулки воспитатель планирует не менее трех подвижных игр разной степени интенсивности. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.

Также на прогулке с детьми проводятся игры спортивного и соревновательного характера, игры-эстафеты, (в которых вводятся хорошо знакомые детям основные движения). При помощи подвижных игр закрепляется материал, изучаемый на физкультурных занятиях.

В играх-эстафетах дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Во время проведения подвижных игр, игр-эстафет на прогулке воспитатель создает такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.

Значение подвижных игр.

Подвижная игра -одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д.

Методика проведения подвижных игр.

1. Выбр игры.

-Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.

-Учитывается время года и погодные условия.

-Место в режиме дня (динамичные в 1ю половину дня, во 2ю разные игры, но учитывать

услалость и физическую нагрузку в течении дня.

- По желанию детей

-По желанию именинника.

- По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим

2. Сбор детей на игру.

-Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.

-Сбор на игру 1-2мин.

Старший возраст : -

зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги!»)

-загадывание загадки

-показ яркой картинки

- слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.

-поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла

или звучит музыка

-«Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой

Младший возраст : -пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч…»

-позвонить в колокольчик

-собрать детей с помощью показа яркой игрушки.

-одеть маску-шапочку

3. Объяснение игры.

-Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.

млад. гр педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.

Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.

В стар. гр. дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.

Если игра сложная- не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.

Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные выжные моменты.

4. Распределение ролей

-счилалкой (они предупреждают конфликты)

-при помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)

--по желанию

-по выбору именниника

5. Руководство в ходе игры.

В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры,

указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелатнльной форме, регулирует физическую нагрузку.

Игры большой подвижности повторяются 2-4раза, более спокойные 3-5раз. Общая про-

должительность игры в млад. гр-5-7мин., в стар. гр-до 15мин.

6. Окончание игры, подведение итогов.

Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание

в следующий раз добиться еще лучших результатов.

В млад. гр. педагог заканчивает игру предложением перейти к каким либо другим видам деятельности более спокойного характера.

В стар. гр. подводится итог : отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения п/игры, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к п/играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.

При подборе и проведении игр и упражнений необходимо учитывать характер занятий, предшествовавших прогулке. После занятий, требующих усидчивости и внимания (по развитию элементарных математических представлений, родному языку, изобразительной деятельности, следует вводить подвижные игры и упражнения высокой интенсивности.

После физкультурных и музыкальных занятий на прогулке можно предложить детям менее интенсивную двигательную деятельность.

Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников, необходимо после наиболее трудных для них упражнений давать небольшой отдых – перерыв, организуя его, так же как и упражнения, в интересной для ребенка форме. Например, предложить присесть, говоря: «Птичка села поклевать», «Собачка отдыхает» и т. д.

Для малышей исключительно важное значение имеет дозировка нагрузки, так как они быстро устают и могут потерять интерес к играм и упражнениям. В начале прогулки желательно провести подвижную игру со всей группой, а через некоторое время небольшими подгруппами организовать спортивное или в основном виде движений упражнение (ходьба, бросание мяча и т. п.).

При планировании содержания игровой деятельности на прогулке следует учитывать соотношение программного материала по развитию движений, используемого в помещении и на открытом воздухе. Во время игр и упражнений на прогулке закрепляются освоенные на занятиях основные виды движений и спортивные упражнения.

При подборе игр и упражнений учитывают разнообразие основных видов движений. Например, если дается подвижная игра с прыжками, то физическое упражнение – бросание и ловля мяча и т. п.

Подвижная игра еще не является по-настоящему совместной деятельностью. Каждый ребенок играет как бы сам по себе, добиваясь только личного результата.

Перед проведением подвижной игры воспитателю необходимо подготовить игровой материал, продумать весь ход игры, распределение ролей. Содержание подвижных игр усложняется по мере усвоения движений. Внесение некоторых изменений, дополнений не меняет основного содержания и правил игры, однако элементы новизны повышают интерес детей, побуждая их к большей активности, проявлению самостоятельности и творчества. Так, в игру «Поезд» могут быть внесены следующие дополнения: вначале дети идут друг за другом в колоне по-одному – едут на поезде, по сигналу воспитателя поезд делает остановку – все пассажиры идут в лес собирать грибы, ягоды и т. п. Дети имитируют эти действия, выполняя разные движения: бегают, подпрыгивают, наклоняются, приседают.

Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве, быстро находить свое место при построении. С накоплением двигательного опыта растет умение ребенка ориентироваться в пространстве. Побуждая детей к активности, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в конце года смог выполнить ведущую роль а игре.

Активное участие педагога в подвижных играх усиливает эмоциональный настрой, способствует развитию положительных взаимоотношений между детьми.

Таким образом, подвижные игры неизменно оказывают положительное воздействие на воспитание у детей интереса к разумно оформленной двигательной активности. Дети с увлечением занимаются новыми для них видами спорта, принимают участие в коллективных соревнованиях, ведь целью спортивных мероприятий является активное участие всего детского коллектива, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста КОТ И МЫШИЗадачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши».

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижных игр и игровых упражнений в организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2020 в 00:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД