Наталья Поклад
Роль родительского общения в развитии личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Общение - это процесс последовательных, взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе, которого происходит обмен информацией, её интерпретация, а также взаимное восприятии, понимание, и оценка людьми друг друга. В ходе общения возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются различные противоречия.
Публикация «Роль родительского общения в развитии личности дошкольника» размещена в разделах
К общению необходимо отнести - умение слышать и слушать, умения входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства.
Закон об образовании гласит: родители являются первыми педагогами; они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Это говорит о том, что первостепенную роль в формировании общения играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные. К сожалению, агрессивность, тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность - вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников.
Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, я заметила, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как: ударить сверстника, демонстративно уединиться в спальной комнате или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка. Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально.
Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье.
Свою работу с родителями воспитатель начинает с доверительной беседы, в процессе которой находятся ответы на такие вопросы, как:
- Всегда ли у вас находится время, чтобы поговорить с ребенком?
- Считаете ли вы, что у ребенка должно быть право на собственное мнение? -- Существуют ли в вашей семье традиции?
- Применяется ли наказание к ребенку?
- Как вы проводите выходные дни вместе с ребенком?
В процессе беседы с одной из семей удалось выяснить, что их ребенок наказывался буквально за малейшую провинность. На вопрос, почему же так происходит, они ответили: «Что его же надо воспитывать, а то вообще на шею сядет». В данной ситуации родителям необходимо объяснить тот факт, что наказания, тем более не обоснованные, лишают ребенка стимула к какой либо деятельности.
Некоторым родителям достаточно одной содержательной консультации, в которой, они поймут, что замечания и угрозы в адрес ребенка в ближайшем будущем могут дать отрицательный эффект, хотя сию же минуту ребенок и станет послушным и уступчивым, но в последствии – замкнется, у него будет преобладать чувство обиды, тревоги, и как следствие – боязнь неудачи, возобладает чувство ожесточения, повысится агрессивность, которая обязательно отразится в процессе общения со сверстниками в группе детского сада.
Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на том, как ребенок нуждается в поддержке, одобрении и похвале, даже если у него что - то и не получилось с первого раза. Такие фразы как: «Я уверен, что у тебя получится!», «А давай, сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься!» - повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима.
Подобная родительская тактика, в основном, реализуется в совместной деятельности с ребенком и не важно, какого она характера – интеллектуальная, творческая, спортивная, трудовая, главное, чтобы ребенок чувствовал в себе уверенность, что его всегда поймут и поддержат родители.
Педагог, в свою очередь, должен способствовать формированию у таких детей коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, которые основаны на чувстве доверия детей друг к другу. Для того, чтобы легче было это осуществить можно использовать следующие игры (авторы Елена Лютовой и Галина Монина "Шпаргалка для взрослых".)
Игра "Гусеница"
Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
"Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту".
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
Игра "Волшебный стул"
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
И, конечно же, любой ребенок, тем более с поведенческими нарушениями, всегда должен быть уверен в том, что его ждут в детском саду, ему рады. Встречая утром ребенка, обязательно улыбнитесь ему, скажите несколько добрых слов, поинтересуйтесь о том, чем он занимался дома – и начало хорошему дню положено!
Игра "Смена ритмов"
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.