Получи документы

Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств

Светлана Панченко
Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств
▼ Скачать + Заказать документы

Профессиональная подготовка преподавателя не заканчивается в стенах образовательного учреждения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике. Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие обучающихся. Но полноценно развивать обучающегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития. На практике процесс профессионального саморазвития педагога проходит стихийно, без необходимого психолого-педагогического обеспечения, поскольку педагог не владеет соответствующими средствами и не может самостоятельно организовать условия профессионального развития.

Публикация «Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств» размещена в разделах

Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога. Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процесса профессионального саморазвития. Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности педагога - обязательной составляющей современного образования. Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений. Современному образованию необходим педагог, который умеет не только думать, но и способен мыслить, то есть порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Только в результате размышления над смыслом бытия в профессии и может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально-личностного саморазвития, которое представляет собой процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма. Что же такое профессионализм? Профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и в трудных ситуациях деятельности. Любая работа требует развития определённых навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, - это навык самообразования. Особенно это важно для педагога – как утверждал К. Д. Ушинский, «учитель живёт до тех пор, пока учится». Давайте разберёмся, что же это такое – самообразование? Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение (в узком смысле, как самонаучение) и самосозидание (в широком, как создание себя, самостроительство). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути, обретением собственного голоса. Педагог готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно всё больше. Бурно растущий поток информации приводит к усложнению преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей и быстрому моральному износу полученных преподавателем знаний. Быстро растёт кругозор обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. На занятиях всё чаще слышны каверзные вопросы. Недостаток знаний преподаватель начинает ощущать уже в первые годы самостоятельной работы. Выход может быть только один – непрерывная работа над собой. Чтобы стать хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию. Саморазвитие педагога – важный процесс становления его профессиональных качеств. Как происходит саморазвитие педагога? Это: анализ собственных знаний, составление плана повышения уровня знаний, контроль изучения материала, выбор практических методик работы с обучающимися, разработка плана внедрения практических методик в свою работу, анализ применения новых методик в работе с обучающимися. Поэтому, саморазвитие и самообразование педагога – важный аспект, который в настоящий момент считается необходимым. Каждый педагог непременно должен заниматься вопросом изучения новых методик и повышения своих профессиональных качеств, как в области педагогики, так и в области возрастной психологии. При этом можно использовать как готовые планы саморазвития, так и создавать свои собственные. Анализ работ К. А. Абульхановой - Славской, В. В. Анисимовой, Н. М. Борытко, Н. К. Сергеева и других по проблеме профессионального саморазвития позволяет выделить специфику профессионального саморазвития педагога, которая состоит прежде всего в том, что педагог - специалист в своей области, взрослый человек со своими взглядами, установками, личностными особенностями, которые вовсе не нужно переделывать, а нужно только скорректировать. При этом сквозной идеей выступает идея формирования направленности личности педагога на профессионально - педагогическое совершенствование, преобразования себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога становится ведущим фактором формирования развивающей среды в образовательном учреждении, фактором развития воспитанника. Результатом педагогической деятельности является успешное развитие воспитанника в направлении, заданном педагогом, и изменения в личности самого педагога. Остановка в саморазвитии приводит к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, адекватно решать профессиональные и личностные проблемы, является существенным ограничением деятельности педагога. Лишь свободный, творческий человек может выйти за рамки того, что определено конкретными причинами и установками. Стимулирование творческой активности в профессиональной сфере поднимает индивидуальность педагога на уровень сознательной, свободной, ценностноизбирательной педагогической деятельности. «Только в результате мучений над смыслом бытия в профессии» может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально - личностного саморазвития. Сегодня активно развивается аспект повышения квалификации педагогов. Государство в полной мере осознало, что есть необходимость в правильной подготовке обучающихся к активизации их внутренних талантов и творческих данных. Очевидно, что самое значительное воздействие на подрастающее поколение имеют именно педагоги. Соответственно, в своей деятельности преподаватели непременно должны использовать проработанные методики, а также постепенно внедрять новые методики и анализировать их результаты. Участие педагогов в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в образовательном учреждении позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива техникума, так и для педагогического сообщества в целом. Важную роль в повышении научно – методического уровня педагогической деятельности каждого педагога играет методический совет. В методический совет входят наиболее опытные преподаватели, представляющие различные ступени образования, различные профили преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации педагога. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях, разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, разрабатывает программу методической работы. Таким образом, методический совет – это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально – педагогической культуры каждого педагога. К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в образовательном учреждении относятся: предметные методические объединения, проблемные семинары, школа молодого педагога, индивидуальная работа с преподавателями, проведение открытых уроков, научно – педагогические конференции и педагогические чтения, ролевые, деловые и организационно – деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты педагогов и другое. Хочется отметить отдельно роль школы молодого педагога. Начинающие преподаватели объединяются под руководством одного опытного педагога. Работа проводится по специальному плану, включающему обсуждение целей, содержания, средств, методов, деятельности по организации и управлению и все дидактические элементы занятия и многое другое. Занятия в школе молодого педагога предусматривают выполнение практических заданий, связанных с разработкой вариантов технологических карт занятий с использованием различных инновационных технологий обучения. Общение молодых преподавателей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога. Для каждого педагога необходимы курсы повышения квалификации, позволяющие получить те знания, которые сразу же можно использовать на практике, постепенно внедряя их в свою систему образования, общения и воспитания обучающихся. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально – творческие профессиональные поиски. Именно такой подход позволит выбрать систему образования, которая смогла бы обеспечить предоставление обучающемуся всестороннего образования с индивидуальным подходом к личностным творческим аспектам.

Публикации по теме:

Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальностиДежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности Дежурство по столовой как средство развития и саморазвития индивидуальности. Реализуя программу Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Проект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школеПроект «Кураторская методика» как средство саморазвития учителя в школе Проект «Кураторская методика» стала для нас новой неизведанной страницей работы в школе. Благодаря этому проекту мы получили возможность.

Памятка по оформлению портфолио профессиональных достижений воспитателя Настоящая памятка составлена на основе «Методических рекомендаций по организации процедуры и формам проведения всестороннего анализа деятельности.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсахПовышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Примерный перечень приложений-подтверждений к портфолио профессиональных достижений воспитателя Аттестация педагогов снова начнется с начала нового учебного года, и чтобы достойно пройти ее, нужно подготовиться заранее! Впереди лето.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка» "Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им". Г. Гегель. Когда наступает пора определения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 12:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Панченко (УИ 807832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД