Лучший педагог года

Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

Ольга Чалина
Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

«Не важно, с какой скоростью ты движешься

к своей цели, главное не останавливаться»

Конфуций

В настоящее время довольно частой речевой патологией, с которой сталкиваются учителя-логопеды дошкольных учреждений, является моторная алалия. Среди таких детей значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импрессивной речи (понимание слов и отношений между ними) эти дети либо совсем не говорят, либо пользуются отдельными звуковыми комплексами, напоминающими лепет или звукоподражания.

Публикация «Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией» размещена в разделах

Не всегда проблема неговорящего ребёнка волнует родителей. Семья принимает нарушение как некое качество, исчезающее само по мере роста ребёнка, и таким образом недооценивают свою роль и роль специалистов в преодолении речевого нарушения. Другие родители замечают проблему, но не знают что делать. В связи с этим у них возникают вопросы. Что с моим ребёнком? Почему его речь отличается от речи его сверстников? Куда обращаться?

Кроме того, приходится наблюдать сложные межличностные отношения в семье, где воспитываются дети с моторной алалией. Очень часто родители либо чрезмерно опекают и балуют таких детей, либо напротив, эмоционально холодны, ограничивая своё общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребёнка. Следует заметить, что ни тот ни другой подходы не верны.

Цель учителя-логопеда – грамотно проконсультировать родителей, отправить на приём к специалистам медицинских учреждений, наметить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, предварительно оценив состояние речевой деятельности ребёнка. Родители должны понять, что необходимо отделить речевую проблему ребёнка от него самого и бороться с проблемой, а не с ребёнком. Задача учителя–логопеда объяснить семье, что в домашних условиях без посторонней помощи они не справятся с проблемой. Только комплекс мер, куда входят: медикаментозное лечение, физиотерапия, массаж, коррекционные занятия, способны существенно помочь ребёнку-алалику. И здесь возникает другая проблема. Часто родители отказываются от медикаментозного лечения, мотивируя это тем, что не хотят «травить» ребёнка. Не доверяют также и физиотерапии. На этом этапе объясняется вся важность необходимых мероприятий. Ребёнок должен получить необходимую помощь в дошкольном возрасте, то есть как можно раньше. А в дальнейшем эта помощь будет уже не столь эффективна, и лучшее время будет безвозвратно утеряно.

В работе по преодолению моторной алалии очень важна работа с родителями, особенно с мамой. Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована. Есть общение - речь развивается, если ребёнка не слушают, речь становится не нужной, её развитие тормозится. Если общение тесное, но требования к речи ребёнка не предъявляются (понимают его лепет, предугадывают его желания) – речевое развитие останавливается. Мама-главный слушатель ребёнка. Именно маме в первую очередь он стремится изложить появившиеся мысли, она может поддержать его энергетически, когда говорить ещё трудно. Логопед в процессе коррекционной работы может скомпенсировать отсутствие мамы, но не может заменить её полностью. Мама не только главный слушатель своего ребёнка, но и носитель речевых эталонов: звуковых, интонационных, грамматических, синтаксических. От того, насколько правильно общается мама с ребёнком, имеющим моторную алалию, зависит успех коррекционной работы. И здесь всё зависит от грамотного построения работы логопеда с привлечением мамы ребёнка.

Ребёнок особенно нуждается в присутствии на занятии мамы в начале коррекционного процесса. В новой обстановке, при общении с малознакомым взрослым, присутствие матери его успокаивает, вселяет чувство уверенности и безопасности. Чтобы помощь была эффективной, необходимо обучить мать приёмам взаимодействия с малышом. Ребёнок вначале может сидеть у неё на коленях, она помогает ему выполнять задания, проговаривает сопряжено с ребёнком речевой материал, побуждает его к действиям и действует вместе с ним. Постепенно непосредственная помощь матери уменьшается. Она становится равноправным участником игры-занятия, непринуждённо выполняя все задания логопеда. Известно, что дети обладают подражательной способностью, поэтому если мать с удовольствием участвует в игре, то через непродолжительный период времени ребёнок начинает ей подражать и включаться в выполнение заданий.

При совместной работе родители понимают специфику коррекционных занятий. Они спокойно относятся к тому, что обязательным условием является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребёнком. Что ведущей формой занятий является игровая деятельность и что всякое проявление речи у ребёнка необходимо поощрять. Родители уже не принуждают ребёнка что-либо сказать или повторить, они вообще стараются, избегать слов скажи и повтори, так как на эти просьбы у ребёнка уже могла выработаться негативная реакция.

В процессе работы родители осознают, что положительная динамика при моторной алалии возможна при учё те следующих факторов:

- ранняя диагностика недоразвития и раннее начало коррекции;

- своевременное предупреждение вторичных отклонений развития;

- учёт нормального онтогенеза;

- наличие медико-педагогического сопровождения;

- системность воздействия на все компоненты речи;

- дифференцированный подход и учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и волевую сферу;

- единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

Список литературы:

1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов:/ Под ред. Л. С. Волковой: - Кн. III : Системные нарушения речи : Алалия. Афазия. – 312с.

2. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. –М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64с. (Библиотека логопеда).

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией Формирование логического мышления у дошкольников с моторной алалией Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное.

Конспект индивидуального занятия по ФЭМП для ребенка с моторной алалией 4 лет Индивидуальное занятие по ФЭМП для ребенка с моторной алалией 4 летТема: космос Цель: Закрепление и отработка навыков ориентировки в пространстве.

Конспект индивидуального занятия с ребенком с моторной алалией «Слова 1 класса слоговой структуры слов» Тема:Слова 1 класса слоговой структуры слов (по Марковой А. К., звук [Х]. (Ребенок 5 лет, моторная алалия, дизартрический компонент, устойчивый.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста" Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно.

Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией. Педагоги, занимающиеся проблемами.

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста Аннотация. Данная статья рассматривает вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка младшего дошкольного возраста. Семья рассматривается.

Роль семьи в успешном воспитании детей дошкольного возраста Ребенка воспитывает все, что его окружает: предметы, явления, общество. Но важнее всего роль родителей или роль семьи. Именно им под силу.

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающейся, «динамичной».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи на начальных этапах формирования речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 18:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД