Получи документы

Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ

Елена Остапова
Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы

воспитанников с ОВЗ

Сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

Публикация «Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах

Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении. В процессе занятий дети с ОВЗ должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследователь-скую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения. Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность.

Сенсорная комната развивает и гармонизирует эмоционально-волевую сферу детей : снимает психоэмоциональное напряжение, у детей развивается

саморегуляция и самоконтроль, умение управлять своим телом, дыханием, умение передавать свои ощущения в речи, умение расслабляться, освобождаться от напряжения, формируется представление о положительных и отрицательных эмоциях, повышается уверенность в себе.

Функции сенсорной комнаты :

- снижает тревожность и агрессивность;

- снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение;

- формирует адекватную самооценку;

- создает чувство безопасности, защищенности;

- преодолевает застенчивость;

- развивает позитивное общение и взаимодействия детей;

- развивает память, речь, фантазию, оригинальность мышления;

- улучшает эмоциональное состояние.

Оборудование для сенсорной комнаты :

- Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом.

- Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель.

- Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.

- Зеркальные элементы с фиброоптической подсветкой.

- Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат.

Песочная терапия-еще одно направление работы в сенсорной комнате :

- развивается зрительно – пространственная ориентировка;

- концентрируется внимание, память;

- развивается речь и логика, расширяется словарный запас;

- стабилизируется эмоциональное состояние, поглощается негативная энергия;

- развивается рефлексия (самоанализ) ребенка;

- развиваются творческие (креативные) способности;

- формируется позитивная коммуникация.

В какие игры можно поиграть:

1. Упражнение «Песочный человечек» (для детей от 4-7 лет).

Цель: развитие фантазии, логики и связной речи.

Оборудование: световой стол для рисования песком, фигурки человечка, маленькие игрушки, фигурки деревьев.

Содержание: Психолог рассказывает детям рассказ:

Ребята! Где то далеко-далеко в песочной стране живет песочный человечек. Он очень любит детей и хочет с вами познакомиться. Давайте положим руки на песок, закроем глаза и позовем песочного человечка: В ладоши наши посмотри, в них доброту, любовь найди! Песочный человек приди! Ребята! Песочный человек любит сладкое, давайте испечем ему пирожное. Возьмите формочки и попробуйте. Получилось пирожное? Ребята вы выполнили задание песочного человечка. А сейчас мы будем прощаться с песочной страной и человечком. Снова положим руки на песок и поблагодарим его за то, что он нас сделал умнее. Ребята, скажите песочному человечку до свидания, он будет ждать вас снова в своей волшебной стране. Вам понравилось в песочной стране? А что нового вы узнали?

2. Упражнение «Путешествие золотой рыбки» (для детей от 4-6 лет).

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция страхов; улучшить функцию внешнего дыхания, развитие мелкой моторики.

Оборудование: световой стол для рисования песком, фигурки рыбки, маленькие кристаллы.

Содержание: В сказочной песочной стране жила прекрасная Золотая рыбка. Все обитатели ее любили, и она всех любила, но у нее не было подружек, похожих на нее. Однажды Золотая рыбка узнала, что в другой стране живут веселые, добрые, умелые дети, которые умеют лепить золотых рыбок. «Они мне обязательно помогут!» - подумала Золотая рыбка. И позвонила в наш детский сад. Давайте, попробуем нарисовать на песке подружу золотой рыбке. В сказочной подводной стране есть растения. Как они называются? Представь, что ты маленькая, чудесная рыбка. Ты плещешься в воде, играешь. Тебе весело и спокойно. Ребенок изображает изображает рыбку. Но вдруг появилась злая акула. Тебе стало страшно. Ты затаился на дне, и ждешь, когда она уплывет. Акула плавает вокруг рыбок, никого не находит и уплывает.

Тебе становится спокойно, страх уходит, ты снова начинаешь плавать. Дыхание ровное, тебе хорошо и уютно. Ребенок выполняет рисунок.

3. Упражнение «Цепочка действий» (для детей от 4-7 лет).

Цель: учить ребенка моделировать с использованием различного материала; развивать воображение; учить располагать различные материалы по всей плоскости песочного стола, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: световой стол для рисования песком, цветная веревочка или нитки, маленькие кристаллы.

Содержание: Сегодня ребята мы с вами будем выкладывать на цветной веревочке кристаллы в определенном порядке по схеме, будьте внимательны.

Дети выкладывают на цветной веревке кристаллы в определенной последовательности по схеме.

4. Упражнение «Отпечатки» (для детей от 4-6 лет).

Цель: Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами и ладошками изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры. Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас – пальчики и ладошки. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы кристаллами. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

5. Упражнение «Детские секретики» (для детей от 4-7 лет).

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

У детей с ОВЗ часто отмечаются трудности в мелкой и общей моторике.

Поэтому необходимо постоянно выполнять упражнения, которые помогут развивать точность движений и улучшить переключаемость.

В какие пальчиковые игры можно играть:

«Погода», «Веселый гном», «Скворечник», «Мы делили апельсин», «Огород», «Звериная зарядка».

Пальчиковые игры проводятся с детьми сидя на полу, для этого использую цветные вязаные коврики.

Так как в нашем учреждении 4 корпуса, приходится использовать мобильные средства релаксации для детей.

Пособие «Зонтик».

Выполнено из зонта и цветных ленточек (длина 1 м, прикрепленных к спицам зонтика.

Используется для релаксации, закрепления цвета и игр с детьми.

В целях поощрения детей, сюрпризного момента использую чемоданчик, из которого дети в конце занятия могут взять любой понравившийся предмет.

В сенсорной комнате можно использовать Аромотерапию : аромасвечи, аромалампы, ароматические подвески с сухими травами.

Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке внутри мерцающего светодиодного фонтана.

Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон.

Аутичные дети начинаются заинтересованно играть с водой и песком, слушают разнообразные звуки, что помогает найти ниточку контакта

с таким ребенком, заключенным в самом себе.

Имеются противопоказания для занятий в сенсорной комнате :

- глубокая умственная отсталость, эпилепсия;

- инфекционные заболевания;

- гиперактивность;

- различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов

Методические требования к проведению занятий:

- продолжительность от 7 до 25 минут;

- проводятся в группах по 3-5 человек и индивидуально.

Занятие включает три обязательные части:

- вводная (ритуал приветствия, разминка);

- основная (релаксация, игра);

- завершающая (подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бинарное занятие по развитию речи и коррекции эмоциональной сферы детей «За кулисами театра» Цель: тренировка навыков саморегуляции и самокоррекции эмоциональной сферы. Задачи: Помогать осваивать выразительные средства языка (сравнения,.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки»Мастер-класс по эмоционально-личностному развитию «Календарь настроения «Тучки» В каждом детском саду есть тематические уголки. Хочу остановится на уголке настроения. Недавно у нас в 120 саду выборгского района прошёл.

Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики»Мастер-класс по изготовлению оформления для сенсорной комнаты «Смайлики» Детям разного возраста очень нравятся смайлики. Они круглой формы, их легко может держать руке. Дети младшего возраста любят играть с ними.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Эмоционально развивающая пространственная средаЭмоционально развивающая пространственная среда Эмоционально-развивающая пространственная среда. Уголок эмоцийАвтор: Галимуллина Гузалия Нуховна педагог-психолог МБДОУ Детский сад комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ
Опубликовано: 19 марта 2023 в 20:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Остапова (УИ 2970330) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД