Приложение МААМ

Роль специалистов ДДИ в организации психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями

Анна Журавлева
Роль специалистов ДДИ в организации психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Позвольте представить нам наше учреждение. Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с умственной отсталостью № 3»

Наше учреждение организовано по семейному типу в котором 9 групп, наполняемостью до 8 человек. Дети, прибывающие в группах разновозрастные, некоторые группы разнополые, таким образом, мы реализуем постановление правительства Санкт-Петербурга №481.

Все дети проживают в жилых блоках, имитирующих квартирные условия и оборудованных спальнями на 2-3 человека, санузлами, помещениями для отдыха, игр, занятий и приема пищи.

Публикация «Роль специалистов ДДИ в организации психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

На сегодняшний день в учреждении проживают и получают разные виды социальных услуг 64 воспитанника. На базе ДДИ № 3 организовано образовательная деятельность согласно лицензии на дошкольное образование.

Образовательная деятельность ведется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Образование по дошкольному воспитанию получают 7 человек и один ребенок получает дошкольное образование в ГБОУ школа № 69 структурном подразделении "Отделение дошкольного образования".

Образовательная организация, осуществляющая начальное и общее обучение воспитанников ДДИ №3 - ГБОУ школа №69 Курортного района СПб.

Количество обучающихся воспитанников ДДИ №3 - 65 человек ( из них: СИПР – 27 человека, АООП – 31 человек)

С выездом в школе обучаются 29 человек. На надомной форме обучения 17 человек.

Один воспитанник с января 2022г. проходит обучение по профессиональной Программе "Отделочник художественных изделий в ГАНПОУ ЛО "МЦ СиТИ""

Слайд №

Психолого-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий эффективность его развития в условиях учреждения социального обслуживания, процесс, включающий этапы: диагностики, коррекции, абилитации, прогнозирования и профилактики. Цель сопровождения - оказание комплексной психолого- педагогической помощи воспитанникам с интеллектуальными нарушениями.

Для психолого-педагогического сопровождения в нашем учреждении оборудованы специализированные классы для воспитательно-образовательного процесса:

Компьютерный класс Гончарная комната Кабинет логопеда Сенсорная комната

Наши воспитанники с удовольствием посещают занятия.

Слайд №

Цель психолого-педагогического сопровождения

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития;

- формировать у детей способности к саморазвитию, самопознанию и самоопределению;

- Создать специальные социально-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Для каждого этапа обучения специалисты ставят свои задачи.

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:

диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

консультирование (индивидуальное и групповое);

развивающая работа (индивидуальная и групповая);

коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

Принципы психолого-педагогического сопровождения

- Принцип педагогической организации среды жизнедеятельности воспитанников, позволяющий создавать условия (санитарно-гигиенические, психологические, дидактические) с учетом особенностей детей, как решающих факторов влияния на развитие, здоровье, коррекцию;

- Принцип личностно-ориентированного подхода, диктующий необходимость прогнозирования индивидуального развития и, подчеркивающий важность специальной коррекционно-развивающей работы.

- Принцип интегрированного характера образовательного процесса. Принцип утверждает необходимость соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно- оздоровительными, коррекционно-развивающими, социальными;

- Принцип обогащения мотивации учебной деятельности важен при целенаправленном обучении школьников с интеллектуальными нарушениями, так как у них отмечается вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности.

-Принцип Коммуникативной направленности обучения предполагает насыщенность занятий разнообразными упражнениями, позволяющими повысить речевую активность воспитанников.

Слайд №

В нашем учреждении функционируют такие службы как Психолого-педагогическая комиссия (ППК, Психолого-медико педагогическо-социальная комиссия (ПМПСК) и служба медиации. Данные службы помогают определить образовательный маршрут ребенка и возможные трудности в освоении адаптированных образовательных программ, а так же корректировать поведение ребенка, ограждать его от конфликтных межличностных ситуаций для комфортного прибывания в детском доме.

Роль ПМПСК и ППК в психолого-педагогическом сопровождении

Значительная роль в создании системы инклюзивного образования принадлежит ПМПСК и ППк, которые являются начальным и связующим звеном между организациями общего и специального образования по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

В государственной программе определены два магистральных направления развития инклюзивного образования в стране, в реализации которых активное участие должны принять территориальные ПМПСК.

В нашем учреждении основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ и инвалидностью, является Федеральный закон от 29декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий создавать условия для получения без дискриминации качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Основной функцией данных комиссий нашего учреждения является:

• выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего

• принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

• разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического

сопровождения обучающихся;

• консультирование участников образовательных отношений по вопросам

актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;

содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания

специальных условий получения образования;

контроль за выполнением рекомендаций ППк

Результатами проведения ПМПСК является определение образовательного маршрута и условий пребывания ребенка, а ППК является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников учреждения, осуществляющих образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Взаимодействие ПМПСК и ППк является необходимым для оказания эффективной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и

Роль службы медиации в психолого-педагогическом сопровождении.

Согласно нормативному документу, регулирующим проведение процедуры медиации, является Федеральный закон № №193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) вступил в силу с 1 января 2011 года и рекомендациям Комитета по социальной политике Санкт- Петербурга с 2021 года, в нашем учреждении начала функционировать служба медиации. Это служба молодая, но на наш взгляд очень полезная и эффективно действующая по той простой причине, что в мы всегда можем обратится в службу медиации если возникает какой либо спор или межличностные конфликты.

Цель службы медиации в психолого-педагогическом сопровождении - содействовать приобретению сотрудниками «ДДИ 3» навыков разрешения конфликтных ситуаций восстановительным способом.

С помощью службы медиации решаются многие психолого-педагогические вопросы, такие как:

- обучение методам урегулирования конфликтов и методам бесконфликтного общения;

- освоение новых педагогических инструментов для разрешения трудных ситуаций и конфликтов

- развитие коммуникативных навыков и социальных способностей учителей, развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;

- развитие навыков распознавания эмоциональных состояний собеседника и регулирование собственного эмоционального состояния;

- формирование готовности к оказанию помощи окружающим, развитие эмпатии. - способствовать формированию умений управлять своим эмоциональным состоянием в общении. - развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий.

Наши ожидания и постановка задач оправданы таким образом, что:

1. Педагоги овладеют основами теории и практики медиации, т. к. это необходимо для работы с воспитанниками и смогут на практике применять полученные знания в области конфликтологии и примирительных практик.

2. Педагоги смогут выстраивать конструктивное общение со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, смогут находить эффективные стратегии выхода из конфликтной ситуации, появится возможность конструктивно управлять конфликтами, будут освоены новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.

3. Снизится уровень конфликтности, улучшится психологический микроклимат в группе.

Слайд №

Роль специалистов в психолого-педагогическом сопровождении.

Специалисты играют важную роль в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников ДДИ № 3. Для этого создаются все необходимые условия для комфортного пребывания воспитанников в доме-интернате.

Слайд №

Роль логопеда и учителя-дефектолога в психолого-педагогическом сопровождении

Учитель-дефектолог и логопед - это специалисты, занимающиеся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Логопед выявляет уровень речевого развития, степень сформированности функций речи (регулятивной, контролирующей, планирующей, коммуникативной). Логопедическое обследование включает анализ состояния дыхательной и голосовой функций, органов артикуляции, лексико-грамматических средств, предпосылок развития связной речи и фонематического восприятия. Эти данные учитываются другими специалистами при определении адекватных средств коммуникации, выборе средств организации деятельности ребенка в ходе обследования.

Дефектолог определяет уровень сформированности сенсорной сферы, когнитивных функций, состояние ведущей деятельности и соответствие уровня ее развития физиологическому возрасту и возможностям ребенка с множественными нарушениями развития. Состояние ведущей деятельности оценивается по ряду параметров:

- состоянию мотивационно-побудительной сферы,

- операционально-технического и реализующего звеньев.

Каждое направление деятельности специалистов, такие как:

- диагностическое

-коррекционно-развивающее

- организационно-методическое

-консультативно-просветительское

- профилактическое

включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у детей с интеллектуальными нарушениями, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Слайд №

Роль педагога-психолога ДДИ в психолого-педагогическом сопровождении

Разрешите представить вашему вниманию систему взаимодействия педагогов-психологов с педагогическим коллективом в рамках достижения основной цели психологической службы сопровождения. А именно в цели – изучения и создания условий, максимально содействующих развитию индивидуальности обучающегося и его социализации в социуме.

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями педагоги-психологи осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и др.

- оказывают консультативную помощь в разработке АООП, СИПР, организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников с интеллектуальными нарушениями ;

-повышают психологическую компетентность, воспитателей, и других специалистов, а также родителей;

- проводят консультирование всех участников воспитательно- образовательного процесса;

- совместно с администрацией дома - интерната проводят работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций, работу по профилактике девиантного и рискованного поведения.

Слайд №

Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении

Текст из другой презентации.

Социальный педагог - основной специалист, осуществляющий контроль

за соблюдением прав любого ребенка. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог выявляет

потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет

направления помощи в адаптации ребенка в школе и в Детском доме. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о всех участниках психолого-педагогического сопровождения,

, совместно с другими специалистами по инклюзии устанавливает

взаимодействие с учреждениями - партнерами в области социальной

поддержки (Служба социальной защиты населения, органы опеки и др.).

Слайд №

Роль школьного учителя в психолого-педагогическом сопровождении

Учитель является полноправным и — как правило — основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка, его семьи, других участников образовательного процесса. Поэтому очень важно, что бы учитель с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении в ходе урочной и внеурочной деятельности обращал внимание на всестороннее развитие ребенка.

.

Слайд №

Роль воспитателя ДДИ в психолого-педагогическом сопровождении

Огромную роль в организации развивающих условий социализации и реабилитации воспитанников отводится воспитательной работе.

Воспитатель помогает детям осуществлять трудовую реабилитацию с учетом индивидуальных особенностей, обеспечивает социально-бытовую ориентировку, организует досуговую деятельность и многое другое – воспитатель -это вторая мама. Также воспитатель осуществляет мониторинг качества воспитанности у детей с умственной отсталостью, определение путей повышения его эффективности. постоянно наблюдает, отслеживает динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

Каждая из названных форм отрабатывается воспитателем с позиции коррекционно – развивающей направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы и индивидуальных особенностей детей. Занятия, проводимые воспитателем, способствуют развитию психомоторики, развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать; раскрытию творческих возможностей, эстетического вкуса; познанию окружающего мира.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка – главная задача родителей, как основных партнеров образования.

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

Основные принципы участия родителей постоянный контакт родителей со всеми специалистами дома-интерната приоритет интересов - «на стороне ребенка»; единство и согласованность действий; родители и образовательная организация-единомышленники; непрерывность психолого-педагогического сопровождения; мультидисциплинарность

Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого воспитанника. Надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия, и семейное воспитание находилось в гармонии с системой воспитания в ДДИ № 3, чтобы воспитательные результаты дома-интерната не «стирались» семьей, чтобы не было педагогического противостояния семьи и учреждения, от которого страдает, в первую очередь воспитанник и его развитие.

Без организации взаимодействия всех специалистов психолого-педагогического сопровождения будет низкой, т. к. останется невостребованной информация полученная специалистами, а отсутствие обязательной обратной связи, контроля будут мешать реализовывать необходимые мероприятия в полном объеме.

Самое главное в нашей работе – это видеть искренние улыбки детей!

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль специалистов ДДИ в организации психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 6 июля 2022 в 16:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль специалистов ДДИ в организации психолого-педагогического сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Анна Журавлева (УИ 1776879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД