Приложение МААМ

Роль творчества коми-пермяцкого художника Полины Рычковой в ознакомлении детей с родным краем

СВЕТЛАНА БЕЙДИНА
Роль творчества коми-пермяцкого художника Полины Рычковой в ознакомлении детей с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание любви к родному краю, к ценностям и обычаям народа – важнейшая задача любого дошкольного учреждения. Целью моей опыта работы является приобщение детей к национальной культуре через ознакомление с творчеством коми-пермяцкого художника Полины Рычковой.

Публикация «Роль творчества коми-пермяцкого художника Полины Рычковой в ознакомлении детей с родным краем» размещена в разделах

Связь изобразительного искусства и слова - в целом черта, характерная для многих художников. Иллюстрации, которые создают художники – иллюстраторы, позволяют детям ярче, точнее понять текст художественного произведения.

Полина Рычкова - прирожденный художник-иллюстратор. Она оформила множество книг коми-пермяцких поэтов и писателей. Знакомство с ее творчеством позволяет обогатить представления детей дошкольного возраста о родном крае и жизни коми-пермяков.

Искусство каждого народа отличается своим национальным орнаментом. И у коми-пермяков есть праздничный, насыщенный по колориту художественный орнамент. Орнаментом украшались различные бытовые предметы из дерева, ткани и меха. Самое широкое и разнообразное воплощение он нашёл в текстильных изделиях. Искусными руками мастериц коми-пермяцкий орнамент был вышит на одежде (рубашках, фартуках, кушаках, кителях, дубасах, шамшурах). Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. В иллюстрациях художника Полины Рычковой коми-пермяцкую одежду, украшенную орнаментом, можно увидеть на людях, а также представителях животного и растительного мира. Иллюстрации позволяют закрепить знания об элементах коми-пермяцкой одежды и орнамента, а также содержат творческие задания типа «Дорисуй орнамент на дубасе и шамшуре».

Рисунки мастера с изображениями предметов быта, национальных украшений, музыкальных инструментов иллюстрируют загадки в книге «Ггрса, а не тлiсь» («Круглая, но не луна»). Предметы быта во всем их многообразии представлены в журнале «Силькан» № 5 1996 г. «В чоме у чомора». Здесь изображены такие истинно коми-пермяцкие предметы, как пестерь, зыбка, печкан, чуман, ськтан, зу, р и многие другие.

Коми-пермяков отличает своя национальная кухня. Любимое блюдо народа - пельмени (пельняннез). Начинка у них бывает самая разнообразная: из редьки, грибов, капусты, мяса, сныти (пиканов, пистиков, творога. Это истинно коми-пермяцкое блюдо оживает на страницах журнала «Силькан» № 2 2006 г. с помощью Полины Рычковой. Пельмени у неё не только вкусные, но разные по характеру: весёлые и грустные, ленивые и шустрые. Они улыбаются, подмигивают, манят к себе, как будто говорят: «Скушай нас, дружок!». Иллюстрация помогает привлечь внимание детей к познавательной информации. Расширяют представления детей о коми-пермяцкой кухне рисунки с другими коми-пермяцкими угощеньями : черинянь (рыбный пирог, рись (творог, ырш (квас, нк (сметана, сур (пиво, шыд (суп).

Устное поэтическое творчество – истинное отражение жизни народа, его истории, духовной культуры, этнических особенностей быта. Всё это зримо выступает в сказочном эпосе. Своими корнями сказки о животных и волшебные сказки уходят в глубокую старину, оберегая для нас чудесный фантастический мир, где обитают леший Виселистый, домовой Суседко, водяной Вакуль, хозяйки бора и болота Ягинь и Ёма и многие другие персонажи коми-пермяцкой мифологии. И вся эта злая нечисть противостоит человеку. Однако нет такой силы, которую не мог бы преодолеть – чаще хитростью да житейской мудростью – человек. Полина Рычкова преодолела коми-пермяцкую чудь своей добротой. Её герои Лешачиха, Вакуль и Суседко - добрые, весёлые, располагающие к себе улыбкой, цветом, четкостью контурных линий.

Праздничные игрища, детские игры и традиционные праздники являются неотъемлемой частью жизни народа. И они находят свое отражение в творчестве художника Полины Рычковой. Иллюстрации к коми-пермяцким считалкам, потешкам, дразнилкам раскрывают особенности игр и игрушек детей дошкольного возраста. Ее рисунки сопровождают тексты Н. А. Мальцевой, кандидата педагогических наук, посвященные праздничным обрядам.

Своеобразна трактовка животных в иллюстрациях Полины Рычковой в детских журналах «Силькан» и «Сизимок». Художник наделяет их своеобразным характером и рисует внешний облик, преломляя через свое видение. Ее лисички, волки, медведи не страшны. Они забавны и в какой-то степени похожи на детскую игрушку. Обобщенно-декоративный характер решения анималистических сюжетов придает им сходство с народной картинкой.

С детьми старшего дошкольного возраста мы изучали творчество Полины Рычковой, исследовали ее манеру изображения. Дети пришли к выводу, что творчество этого художника отличает изящество, чистота, некая сказочность, живость, нежность цветовых тонов. Её рисунки поэтичны и выразительны, выполнены тонкой, лёгкой, плавной линией. Она доставляет большую радость своей фантазией и чётко передаё т характер образа: добрый злой, весёлый, грустный; движение, жест, позу, мимику. Мне, как педагогу, творчество художника помогает обогащать знания детей, развивать интерес и воспитывать любовь к родному краю.

Библиографический список

1. Журнал «Силькан» № 5 2003 г.

2. Заветный клад/ избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия, 2-е издание, перевод с коми-пермяцкого и составление В. Климова. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2007.-392 с.

3. Круглая, но не луна: коми-пермяцкие народные загадки (из собрания В. Климова). -Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2008.- 24 с.

4. Рычков В. «Рма вттэз» («Цветные сны»).Стихи и рассказы. -Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2010.-87 с.

Публикации по теме:

«Ознакомление дошкольников с родным краем»«Ознакомление дошкольников с родным краем» Программное содержание: Расширить знания детей о природе Крыма Воспитывать любовь к малой Родине, природе. Учить внимательно слушать воспитателей,.

Развитие любознательности у детей подготовительной группы при ознакомлении с родным городом Слайд 1 В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Конспект НОД по экологии и знакомству детей с родным краем «Берегите озера!» (подготовительная группа) «Берегите озера!»[/b] (подготовительная группа) Даниловская Оксана Анатольевна МБДОУ ДСКВ №56 ХМАО, Нижневартовск, воспитатель Цель: формировать.

Консультация «Знакомим детей с родным краем» Консультация «Знакомим детей с родным краем» Светлана Тетяйкина Консультация «Знакомим детей с родным краем» Понимание Родины у детей тесно.

НОД «Знакомство с родным краем» НОД Знакомство с окружающим по теме: "Край родной" Отавина Е. В. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная,.

Ознакомление дошкольников с родным краем. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается.

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным краем» Вид проекта: информационно-игровой. Название проекта: «Формирование нравственно-патриотических у дошкольников через ознакомление с родным.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль творчества коми-пермяцкого художника Полины Рычковой в ознакомлении детей с родным краем
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 19:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль творчества коми-пермяцкого художника Полины Рычковой в ознакомлении детей с родным краем» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА БЕЙДИНА (УИ 253100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД