Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русские народные посиделки»

Екатерина Самаруха
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русские народные посиделки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №39»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему :

«Посиделки» в подготовительной группе детей с ОНР.

Выполнила:

учитель-логопед Самаруха Е. В

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Русские народные посиделки“» размещена в разделах

Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве, развивать интерес к традициям русского народа, прививать любовь к фольклору.

Задачи:

- познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

- познакомить с традициями русского народа;

- развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству : пословицам, поговоркам, загадкам;

- познакомить детей с посиделками как явлением старинного быта

- обобщить знания детей о народных промыслах;

- воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие: физическое развитие.

Предшествующая работа: заучивание на занятиях, в режимных моментах, в повседневной жизни малых форм фольклора: пословиц, считалок, дразнилок, небылиц, загадок;

Ход НОД

Логопед:

Добрый день, гости званные и желанные! Я очень рада видеть Вас в добром здравии и хорошем настроении.

Ребята кто помнит, что такое народное творчество?

Правильно, это: пословицы, загадки, считалки, небылицы, дразнилки, частушки и конечно народные игры.

А сегодня я расскажу ещё об одном мероприятии нашей далёкой старины - это посиделки. (слайд -1) В старину собирались люди в большой избе, еду и угощение приносил каждый с собой. Здесь они пели песни и частушки, водили хороводы, рассказывали сказки, небылицы, дразнили друг друга, загадывали загадки, играли в игры, и, конечно, работали. Кто - то вышивал полотенце, кто - то вязал. Кто - то плёл лапти или корзину, а кто - то из дерева вырезал деревянные ложки. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то и игру сыграют! Вот у них работа и спорилась. Руководила посиделками Хозяйка избы. Сегодня отправляемся к хозяйке в гости.

Хозяйка в дому, что оладушек в меду. Я скажу волшебные слова, вы закроете глазки. и окажитесь в далёком прошлом.

-1,2, 3 повернись, в далёком прошлом окажись!

Хозяйка: Ну, что гости дорогие, проходите, рассаживайтесь - «Красному гостю - красное место,«в тесноте да не в обиде» На улице холодно, а у нас у печи тепло (слайд -2) в старину не было специальных приборов чтобы узнавать погоду, и люди пользовались различными приметами, а какие приметы вы знаете?

Если кошка греется на печи, то это к стуже;

Ясное небо — морозная погода.

Большие хлопья снега- к потеплению. Кошка морду лапой прикрывает- к метели Кошка долго и крепко спит - к теплу.

Дым из трубы стоит столбом - морозу)

Логопед: Осенними вечерами как развлекались наши предки? (пели песни, плясали, стишки сочиняли да шутки-прибаутки разные.

Шутки - прибаутки

1. (выходят 2 мальчика)

1й мальчик: Федул, что губы надул?

2й мальчик: Кафтан прожёг!

1й мальчик: Починить можно?

2й мальчик: Да иглы нет.

1й мальчик: А велика дырка?

2й мальчик: Остались ворот, да рукава.

2.(Выходит девочка и мальчик)

Девочка: Скажи слово «иду»

Мальчик: Ну иду

Девочка: У тебя нос в меду!

Мальчик: А ты скажи «медь»

Девочка: медь

Мальчик: Твой отец медведь!

Девочка: А ты скажи «двести»

Мальчик: Двести

Девочка: У тебя голова в тесте!

2. (Выходят девочка и мальчик)

Девочка: Степан, ты пирог ел?

Мальчик: Нет, не ел!

Девочка: А вкусный он был?

Мальчик: Очень!

На посиделках любили играть на музыкальных инструментах (оркестр) слайд-3

Логопед: Ребята, а еще они придумывали разные заклички.

Заклички - это стихотворные обращения к природе или другим явлениям, небольшие песенки.

Давайте с вами разучим одну такую закличку. Давайте зиму позовем

Приходи, Зима,

Приходи, красна!

С морозами трескучими,

Снегами сыпучими,

С Рождеством, с Колядой,

С Масленицей молодой!

Воспитатель: А давайте сыграем в игру "Зима и дети" давайте но чтобы нам выбрать Зиму нужно посчитаться:

Ребенок считалкой выбирает Зиму:

Ехала телега темным лесом За каким-то интересом.

Стук, звон, выйди вон!

Дети стоят в кругу.

Зима встает в центре. Дети идут, держась за руки, по кругу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Давай, зима, скорей играть.

Зима, зима,

Где ты была?

Дети сужают круг.

Зима, зима с чем ты пришла?

Дети расширяют круг.

Зима:

В мешке стужу несла.

Зима и дети двигаются по кругу, «несут» тяжелый мешок.

На землю холод трясла,

Все стоят и потряхивают кистями рук.

Руки, ноги познобила,

Все «греют руки», потирая их, постукивая ногой о ногу.

Дети:

Уж ты, Зимушка-Зима,

Я прошу тебя:

«Не морозь меня!»

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Зима «морозит» детей - пятнает тех, кто не успел спрятаться (присесть)

Логопед: Отгадайте -ка, ребятки, загадки о тех предметах и вещах, которые могли быть сделаны на посиделках.

1. В огород с ней пойдёшь Урожай соберёшь,

На базар пойдёшь -

Продукты в ней несёшь (корзина).слайд -4

2. И махровое, и гладкое бывает.

Кто помылся, тот о нем не забывает:

Взрослого, младенца

Вытрет (полотенце) слайд- 5

3. Дремлет на пороге,

На него ступают ноги,

В дождик, слякоть или грязь

Он не даст нам в дом попасть,

Пока ноги не протрете,

Грязь с сапог не уберете (половик) слайд -6

4. Маленький. Кругленький,

А за хвост не поднимешь (клубок) слайд- 7

5. Деревянная подружка,

Без неё я как без рук,

На досуге - веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот.

И обжечься не даёт (деревянная ложка) слайд -8

Хозяйка: Чтобы сделать эти предметы, нужно потрудиться. Издавна русский народ славился своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах. Кто из вас помнит пословицы о труде?

Дети говорят пословицы:

- Меньше говори - больше делай!

-Дело мастера боится.

- Умные руки не знают скуки.

- Чтобы рыбку съесть - Надо в воду лезть.

Хозяйка: Точно говорите!. Пословица - душа и ум народа. Пословица к делу молвится. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Хозяйка: А ещё на посиделках любили друг друга подразнить, но не кто ни обижался. Ребята. Вспоминайте дразнилки.

Если человек всё время плачет, как его дразнят?

- Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин!

- Борис - барбарис,

На верёвочке повис.

Как верёвка оборвётся.

Так Борис перевернётся!

- У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется.

- Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка.

- Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку.

-Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

Логопед: Длинными вечерами люди за работой любили песни петь. Давайте и мы споем «Бабушка испеки нам всем оладушки» (слайд – 9)

Хозяйка: Молодцы, ребята, много всего запомнили и смогли рассказать. Ну, а теперь, я - хозяйка зову вас к столу. (слай-10)

Я иду, иду, иду

Самовар с собой несу

Не красна изба углами –

А красна пирогами.

Чай горячий на столе

Бублики и варенье,

Приглашаю вас отведать Моё угощенье!

Логопед: дети рассаживаются за стол и вспоминают пословицы про чай.

- Чай пить - не дрова рубить!

- Выпей чайку – забудешь тоску.

- Чай пить долго жить!

- За чаем не скучаем по 6 чашек выпиваем

- С чая лиха не бывает!.

Логопед: Ребята, а какие же посиделки без частушек? Вы, бублики, кушайте, да частушки слушайте! (слайд 11)

Говорил медведь народу :

«Ничего нет лучше меда,

К меду блин подай сюда - Просто сказка, не еда!»

Стол сорока накрывала,

На блины всех созывала:

«Зайцы, волки, кабаны,

Жду вас в гости на блины!»

В масле руки и штаны,

Ел я с маслицем блины,

И откуда эти пятна?

Ел блины я аккуратно!

(дети поют частушки).

Хозяйка: ребята. А за столом было принято хозяйку похвалить. Кто меня похвалит?

- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

- дом вести - не лапти плести!

Хозяйка: Ну, вот, поели - попили, пора и честь знать. До свиданья!

Логопед: Понравились вам посиделки? Очень хорошо! Отправляемся в группу. Закрываем глазки, я говорю волшебные слова:

Раз, два, повернись, снова в садик возвратись.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Ласточка» «Развитие у детей познавательной активности через детское.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком» Цель. Развивать сюжетно-игровой замысел, дорисовывать аппликативную композицию. Совершенствовать умение детей наклеивания готового силуэта.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мой родной город» Цель: * Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: * Формировать патриотические чувства. * Знакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обитатели леса» Цель: Развитие детского творчества в процессе изображения силуэтов обитателей леса, средствами нетрадиционного рисования. Задачи: 1. Расширять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сохраним елочку» Тема: "Сохраним елочку" Образовательная область "Познавательное развитие" ЦЕЛЬ: 1. Создание условий для эмоционального отклика детей. ЗАДАЧИ:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Будьте здоровы!» Конспект непосредственно-образовательной деятельности (открытый показ) Тема: "Будьте здоровы!" Группа старшая Форма организации подгрупповая.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Угощения для Ежика» Программное содержание. Вызывать эмоциональный отклик у детей, развивать сюжетно - игровой замысел. Развивать у детей интерес к лепке разных.

«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы«Лыжники». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей старшей группы Вид деятельности: познавательная, изобразительная (лепка) Тема: «Лыжники» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое.

Конспект непосредственно образовательная деятельности по лепке в старшей группе «Русские сувениры» Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна. Задачи: - расширить знания детей о сувенирах, сувенирах – обереге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русские народные посиделки»
Опубликовано: 20 января 2021 в 05:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД