Дарья Хлебович
Русские народные сказки как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных и сложно решаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами, все дальше уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…
Публикация «Русские народные сказки как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
В группе раннего возраста надо учить детей слушать сказки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. При повторном чтении дети начинают запоминать текст. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие, они способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, дают возможность развивать у детей актёрские и художественные возможности, творческое воображение, логическую память, развивается детская активность, исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, умение общаться.
Использование русской народной сказки на практике помогает мне формировать правильную речь ребёнка, работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас и развивать связную речь детей. В группе созданы необходимые условия для работы в данном направлении: это детская мини-библиотека, дидактические игры, разные виды театра.
Понимая, что в первую очередь необходимо создать новые педагогические условия для успешного развития воспитанников, ищу эффективные методы и приемы в работе с детьми.
Используя игру «Позовём героя», применяю яркие и интересные прозвища персонажей (мышка-норушка, лисичка-сестричка и т. д.). Здесь работа идёт на чёткое, правильное произношение, также включается эмоциональность голоса, окраска. Приём хорош тем, что детям, у которых есть выраженные проблемы с речью, он помогает более чётко и правильно проговаривать слова, пусть даже не с первого раза.
По картинкам мне и детям легче вести живую и непринуждённую беседу, активизировать их лексику. Использую этот приём, так как рассматривая иллюстрацию, ребёнок улавливает сюжет или акцентирует внимание на герое, начинает воспроизводить знакомые строки, фразы. Также иллюстрации привлекают детей яркостью, динамичностью, тем самым создавая мотивацию к речевой деятельности.
В своей деятельности использую пальчиковые игры, развивающих мелкую моторику детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки.
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
При усердной работе, дети (в том числе имеющие речевые нарушения) станут более внятно и чётко произносить звуки в словах. Заметно обогатится словарный запас, эмоциональное раскрепощение, положительные эмоции у детей в процессе организованной речевой деятельности