Приложение МААМ

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных»

Ангелина Борисова
Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : Единственное и множественное число имен существительных

Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.

Проблема (идея) урока : имена существительные изменяются по числам.

Задачи урока (способы достижения цели) :

Публикация «Конспект урока русского языка „Единственное и множественное число имен существительных“» размещена в разделах

Цель:создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, учить различать число имен существительных.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Единственное и множественное число имен существительных», определять грамматический признак имен существительных – число; умения пользоваться терминами «единственное число», «множественное число».

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «ед. ч», «мн. ч», уметь различать имена существительные ед. ч и мн. ч.

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Ход урока

1. Организация начала урока. Психологический настрой

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

И мы, отбросив все сомнения,

Начнём сегодняшний урок.

Проверим рабочие места.

В каком настроении вы начинаете урок? (используем сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)

Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. В течение урока прошу использовать систему самооценки. Используем листы. Зеленый цвет -, желтый -, красный.

Приступим к работе.

Отгадайте загадку:

В середине – волшебство :

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали..

Вы, конечно, там бывали. (Цирк)

- Сегодня на уроке мы побываем в цирке. Его артисты уже приготовили вам задания.

2. Актуализация знаний

Орфографическая минутка.

- Весёлый клоун жонглирует разноцветными мячами и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на мячах, чтобы получились слова.

Оцените свою работу.

Минутки чистописания

- А теперь весёлый клоун просит угадать, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании. Посмотрите на мячи и скажите, какая буква лишняя. Почему? (Лишняя буква и, так как она обозначает мягкость предшествующих согласных звуков, а остальные гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков).

Пальчиковая гимнастика

Выполняют самомассаж под стихотворение:

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

- Приступаем к чистописанию. (Показать на доске)

И и Ии Ми ни Ли пи

- Вставьте в слова заглавную или строчную букву и.

…ван …ванов …ва …ваново

Объясните свой выбор. Оцените свою работу.

Дрессированный тюлень предлагает вам задание. (Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные. Учиться определять число имён существительных)

Внимательно посмотрите на доску. Что вы видите.

Лес, сугроб, дерево, шапка.

Что общего между этими словами.

- Это имена существительные, неодушевлённые.

- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения, не изменяя окончания. Работаем в паре.

Мы вошли в зимний …. Кругом большие пушистые …. На высоких … лежат снеговые …

Ребята, все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т. к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.

- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?

Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.

Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.

- Запишите последнее предложение, подчеркните имя существительное.

-Что изменилось у имен существительных, когда мы изменили им число? (окончания)

Как изменились слова?

-Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?

Оцените свою работу.

-

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

научимся …

попробуем …

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

- Слонёнок хочет нам помочь и приготовил опорную схему.

Схема – опора

- В каком числе может употребляться имя существительное? (на доске таблица)

- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?

- Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?

На стр. 134 авторы учебника приготовили нам правило. Прочитаем его.

А сейчас мы посмотрим, как вы умеете изменять имена существительные.

Игра «Один – много»

- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.

- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.

Продолжаем. Наш клоун предлагает посоревноваться.

Вы получаете листок, на котором записаны существительные. в единственном числе – напротив пишите это существительное во множественном числе. Работаем в парах. Не забываем правила работы в группе.

Письмо –

Колос –

Звезда –

Стол –

Ведро –

Корень-

Глаз –

Сугроб –

Проверяем. Отмечаем свои ответы + или – Оцените свою работу.

Как называются имена существительные, обозначающие один предмет?

Много предметов?

Мы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем.

На дворе у нас мороз,

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать,

И ладошками похлопать.

Но мы будем хлопать не просто так.

В том случае, если я назову имя существительное в единственном числе, то вы хлопаете один раз, а если имя существительное во множественном числе, то два раза.

Белка, ведро, деревья, город, горы, девочка, стекла, конфеты, листья.

Молодцы! Присаживайтесь.

Ребята, взгляните на доску, к нам пришел Артемон и принес задание. Но к сожалению. Он не умеет говорить. Как вы думаете, что нам нужно сделать с данной записью? Давайте выработаем алгоритм и выполним задание.

Русский, хорош, з. мой, лес. Хорош русский лес зимой.

Д…ревьями, под, сугробы, глубокие. Под деревьями глубокие сугробы.

Согнулись, берёз, м…лодых, инея, стволы. Стволы молодых берёз согнулись от инея.

Работать будем в группе.

Правила работы в группе

• Работай дружно, по плану

• Умей выслушивать другого

• Уважай мнение других

• Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения

Проверим с доской. У вас так получилось? Оцените свою работу.

Самостоятельная работа упр. Проверка первичного усвоения знаний. Карточка

1. Подчерки имена существительные в единственном числе :

Коньки, каток, лыжи, снег, зима, варежки.

2. Образуй имена существительные во множественном числе :

Гвоздь- ___

Муравей- ___

Дорога- ___

Друг- ___

Проверка, самостоятельно, по ключу на доске.

Поднимите руку те кто, выполнил первое задание без ошибок, нарисуйте себе снежинку.

Поднимите руку те кто, выполнил второе задание без ошибок, нарисуйте себе снежинку.

Рефлексия

- Какие учебные задачи мы перед собой ставили?

- Удалось нам их выполнить?

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Продолжи любое предложение: (Слайд)

1. Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя…

2. На уроке мне было сложно …

3. Мне было интересно…

4. Сегодня на уроке я научился …

5. Сегодня на уроке я могу похвалить себя.

Наш урок прошёл плодотворно, с пользой я говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились хорошо.

Какие новые знания об имени существительном открыли юные учёные?

- Как изменяются имена существительные?

- Сколько чисел у имени существительного?

- «!» - молодец, все выполнил верно;

- «+» - хорошо, но есть ошибки;

- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.

Подведение итогов урока

Публикации по теме:

«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Зачем нужны правила?» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж.

Конспект урока русского языка «Понятие об окончании и основе» Предмет: Русский язык Класс: 3 Тип урока: Урок открытия новых знаний. УМК: Образовательная система «Школа 2100» Тема: «Понятие об окончании.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и» Учитель русского языка: Артонова Н. И. Урок на тему «Правописание корней с чередованием а – о, е – и» В 5 классе. Цель урока: Систематизировать.

Конспект урока в 5 классе 8 вида «Изменение имен существительных по падежам. Понятие о склонении. Название падежей» Цели: Закрепить представление о склонении имен существительных, названия падежей и падежных вопросов; Развивать умение определять падеж.

Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих» Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 44 Тема урока: Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное» Тема: Имя прилагательное. Развитие речи. Цель: Совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательном,.

Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России») Цель: формировать умения определять падеж.

Урок русского языка в 3 классе (УМК Занкова) с презентацией на тему «Изменение имён существительных по падежам» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (УМК «Система развивающего обучения Занкова») Учитель ___Качалина Валентина Васильевна___ Класс: 3 Предмет:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных»
Опубликовано: 1 марта 2017 в 00:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных»» (включая файлы) размещена пользователем Ангелина Борисова (УИ 1080708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД