Получи документы

Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и»

Надежда Артонова
Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и»

Учитель русского языка : Артонова Н. И.

Урок на тему «Правописание корней с чередованием а – о, е – и»

В 5 классе.

Цель урока : Систематизировать изученный материал по теие «Правописание корней с чередованием а – о, е – и».

Оборудование: таблица «Правописание корней с чередованием», словари, перфокарты.

Ход урока:

1. Работа со стихотворением А. Шибаева «Грустные мысли».

Пришло письмо мне,

Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе: „Правописание корней с чередованием а — о, е — и“» размещена в разделах

Гляжу –

Из лагеря от Мишки…

«Здесь чЮдный луК, и я лИжу»,-

Написано в письмишке.

Лук? Лижет? Что за чудеса!

Наверно, шутит, плут…

«Здесь много сОНца и лИса,

Большой красивый пруТ».

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идёт в поход,

Я запИваю песни.

Вчера в влесу на шёл я грусТь

И он был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь –

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

А) посмотрите, какие же ошибки допустил Мишка?

- написал не ту гласную (лежу, запеваю, чудный)

- не ту согласную (луг, пруд)

- пропустил букву (солнца)

- из одного слова сделал два (нашел)

- а два слова (в лесу) соединил в одно

Б) Поэтому различают следующие типы орфограмм:

1) орфограмма – буква (лежу)

2) орфограмма – пробел (раздельное написание)

3) орфограмма – контакт (слитное написание нашёл)

4) орфограмма-дефис (из-за)

2. А сейчас мы должны подумать, почему же Мишка не знает правил.

Для этого обратимся к Мишкиному письму, к словам, в которых он допустил ошибки. А именно (лежу, леса, запеваю)

- Назовите причину ошибки.

Причина ошибки – неясное произношение, гласный звук в слабой позиции, без ударения. Безударность – это один из самых распространённых опознавательных признаков.

-Это слова на какую орфограмму? (безударные проверяемые гласные в корне)

3. Словарный диктант: Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер, каталог, обоняние, фантастика.

-это слова на какую орфограмму? (безударные непроверяемые гласные в корне)

4. Работа по перфокартам (на столе у каждого ученика лежит карта со словами, необходимо заполнить пробелы)

1 вариант

Уг – р

З – рница

Неук – снительно

Скл – нение

Возг – рание

Возр – ст

Изл – гать

Отр – сль

Ср – стись

К – саться

2 вариант

Бл – стать

Зам – рать

Подст – лить

Обж – гание

Зад – раться

Разб – рать

Прот – ранние

Отп – реть

Обм – реть

Расст - лающийся

- это слова на какую орфограмму? (чередующиеся гласные в корне слова)

5. Опрос класса :

- Какие группы безударных гласных мы знаем?

(безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные непроверяемые ударением – их нужно запомнить, чередующиеся гласные в корне слов)

6. Сегодня на уроке мы должны повторить правописание корней с чередованием звуков а-о, е-и.

- Что мы называем чередованием звуков?

- При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование, т. е замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные.

- Вспомните и скажите, в каких позициях могут находиться эти гласные? (в слабой – безударном положении, в сильной – под ударением)

- Как мы пишем гласную в позиции? (как слышим)

-Почему написание гласных в корнях с чередованием в слабой позиции вызывает трудности? (для написания этих корней нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук)

- Какие условия написания гласных в корнях с чередованием существует?

- Написание гласных в таких корнях зависит от следующих условий:

1)от места ударения в слове;

2)от суффикса –а-, следующего за корнем;

3)от согласного в корне слова.

7. Сейчас нам расскажут правила – стихотворения подготовленные ученики.

(Никита, Вова, Саша Хамидулин, Саша Зуев)

Таблица начерчена на доске, учащиеся должны заполнить её.

Написание корня зависит :

От суффикса –а- От места ударения От согласного

-каса- ; -кос- -гор- -гар- -раст- -рос-

Прикасаться - коскуться -зар- -зор- -лаг- -лож-

-бер- - бира-

-дер- - дира-

8. Закрепление. Текст для записи в тетрадях. (на листочках набран текст с пропусками букв, необходимо вставить изученную орфограмму)

Дни были невыносимо жаркие, горячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья растений свежи, будто их только что обмакнули в блестящий воск. На торфянистой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выскочил заяц, потихоньку стал пробираться от деревца к деревцу. А впереди расстилалась равнина. Лучи солнца касались верхушек деревьев.

Но вот и вечер. Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом всю окрестность, на небе загорятся звёзды. И начнётся великое таинство ночи.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление» Тип урока: урок обобщающего повторения Перечень оборудования: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Список литературы:.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Зачем нужны правила?» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: - систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения: лицо, число. род» Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 4Д класс. Учитель: Тюрюкова Е. М. Тип урока Формы, приёмы, методы Тема: Личные местоимения:.

План-конспект урока русского языка во 2 классе «Написание слов с парными согласными на конце слов» 1. Ихсанова Халида Мунавировна 2. МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ 3. Учитель начальных классов 4. Русский.

Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих» Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 44 Тема урока: Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и»
Опубликовано: 10 января 2017 в 18:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД