Валентина Середина
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя МКДОУ №6 «Сказка»
"Творчество - это деятельность,
в которой раскрывается
духовный мир личности"
В. А. Сухомлинский.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах
Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения.
Декоративно – прикладное творчество в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность, вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа. Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.
Наблюдая за детьми в процессе образовательной деятельности и индивидуальной работе, я пришла к выводу, детям не известны произведения народных мастеров, у многих детей возникают трудности в изображение несложных декоративных элементов, они не могут самостоятельно построить геометрический и растительный орнамент. не используют в декоративной лепке конструктивный, комбинированный и пластический способ, дети не способны самостоятельно определить последовательность выполнения несложных работ.
Понимая значимость декоративно прикладного творчества в развитии творческих способностей дошкольников для своей педагогической деятельности определила тему: «Декоративно - прикладное творчество как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Учитывая особенности детей, определила цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников через декоративно прикладное творчество.
Обозначила следующие задачи:
1. Приобщать детей к прекрасному через знакомство с декоративно - прикладным творчеством;
2. Развивать эстетические чувства, цвет, ритм, форму, композицию, творческую активность, умение видеть и понимать красоту многоцветного мира;
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народно-прикладного искусства.
4. Повысить компетентность родителей в вопросе развития творческих способностей дошкольников через декоративно прикладное творчество.
При планировании работы по развитию творческих способностей дошкольников руководствуюсь Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использую парциальные программы "Цветные ладошки" И. А. Лыковой, новые технологии из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», интернет – источники.
Для того чтобы образовательный процесс был интересным и привлекательным мною создана соответствующая развивающая предметно - пространственная среда побуждающего характера, которая обеспечила комфортную обстановку, стимулирующую развитие творческих способностей детей. Создала центр изобразительной деятельности, который включает в себя: методическую литературу «Основы народного и декоративно-прикладного искусства»: дымковская игрушка, цветочные узоры Полхов – Майдана, золотая Хохлома, Жостов, в гостях у Городца, Гжельская посуда и м. д. Пополнила центр глиняными игрушкам – каргопольской, дымковской, филимоновской.
В свободном доступе находятся:
- дидактические игры: «Волшебная палитра», «Поможем художнику», «Симметрические предметы», «Витражи»;
- папки-передвижки картин известных художников, образцы декоративного рисования, схемы основных росписей, алгоритмы поэтапного рисования человека, животных;
- материалы для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, тычки, трубочки, штампы, шнурки, ватные палочки и т. д.
Созданная развивающая предметно- пространственная среда позволила реализовать план работы с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного.
В начале учебного года в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разработала перспективное планирование.
Создав определенные условия, осуществила работу с дошкольниками, используя такие формы работы, как ННОД, игры, беседы, просмотр презентаций, совместная работа, экскурсии.
Свою работу строила на следующих принципах:
- тесная связь с искусством;
- индивидуальный подход к детям, основанный на влияние их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;
- «всеобщность» занятий с детьми декоративно - прикладным творчеством, то есть, охвачены все дети без исключения;
-направленность всего педагогического процесса на развитие сенсорных способностей у дошкольников в различных видах художественной деятельности;
- взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.
Работу по развитию творческих способностей дошкольников в детском саду тесно связываю со всеми сторонами образовательного процесса, использую разные формы её организации, а результаты проявляются в различных видах деятельности:
-интеграция ННОД, где образовательные задачи реализуются средствами разных видов искусства (задания объединены по определённым темам, или на основе ведущего средства художественно-образной выразительности, например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения);
- самостоятельная художественная деятельность;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- художественный труд;
- театрализованные игры;
- праздники, развлечения;
- экскурсии;
- взаимодействие детского сада с семьей.
Декоративно прикладное творчество способствует не только развитию творческих способностей дошкольников, но и формированию многих качеств личности ребенка. В своей работе я применяю следующие методы:
• Метод убеждения.
• Метод приучения.
• Метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий).
• Метод побуждения к сопереживанию.
Для ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства использую образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитываю у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирую основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.
Естественную потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах удовлетворяю через знакомство с декоративно – прикладным искусством. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Стараюсь выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается детьми. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства осуществляется через декоративное рисование; декоративную лепку; декоративную аппликацию. Произведения народного декоративного творчества близки детям красочностью, простотой композиции.
В декоративном рисовании использование цвета усложняю постепенно. Знакомить с цветом начинаю с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчиваю оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию использую различные формы, вырезанные из бумаги: блюдца, овальные подносы, ковш, платье, варежка, головной убор и т. д. Каждая форма требует украшения определённым декоративным узором и в определённых местах. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен сочетаться с цветом бумаги. Например, если дымковская роспись хорошо сочетается с белым фоном, то хохломская должна выполняется на тёмном фоне.
Роспись филимоновских игрушек строится по нетрадиционной схеме: цветные полоски (младший возраст, чередуем со звучными локальными пятнами. Со старшими детьми используем более сложные узоры: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко».
Дымковская глиняная игрушка поражает своей яркой, ни с чем несравнимой декоративностью и красочностью. Контрастные сочетания ярких цветов - красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону. Яркие и сильные по цвету круглые и овальные пятна, зигзаги и полосы делают дымковскую роспись особенно жизнерадостной и веселой.
В Городецкой росписи используем маховую живопись для цветов, напоминающие соцветия шиповника, купавы. Нарядность и декоративность росписи возрастает от обрамления белой краской по контуру лепестков цветов.
Для воспроизведения узоров гжельской росписи сначала предлагаю окаймляющий орнамент, который выполняем приёмом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. По мере совершенствования навыков мотивы росписи усложняю, повторяющиеся цветы с завитками и листьями.
Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у воспитанников чувство прекрасного, умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Стараюсь, чтоб ребёнок почувствовал и понял, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент.
Одним из средств развития творческих способностей детей является знакомство детей с декоративной лепкой. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Дошкольникам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластиками. Совместно с детьми создаём интересные изделия, используем их в играх или как настенные украшения, сувениры для родителей и своих товарищей. В декоративной лепке используем различные способы: оттягивание, прищипывание, ленточный способ.
При декоративной лепке у дошкольников формируются умения работать творчески, развиваются мелкие мышцы кисти руки.
Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация. Для передачи форм изделий в аппликациях использую как симметричные, так и силуэтные приёмы вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинаем работу с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.
Применяю в своей работе нетрадиционные виды декоративно – прикладного творчества, такие как торцевание, объёмный и плоский квиллинг, пластилинография. Выбор техник не случаен. На мой взгляд, при выполнении мелких деталей, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Использую устное народное творчество (сказки, загадки, поговорки, пословицы) так как оно настоящее сокровищница народной мудрости. Лепка, резьба, вышивание и другие виды декоративно - прикладного творчества передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки.
Эффективность образовательного процесса по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами декоративно – прикладного творчества в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к детям семьи и дошкольного учреждения. Чтобы привлечь родителей к выполнению поставленной цели, использую следующие формы работы: родительское собрание, конференции, беседы, консультации, интерактивное общение, презентации лучшего семейного опыта, совместное проведение тематического досуга, проведение мастер-классов, участие в городских совместных мероприятиях имеющих творческую направленность.
Организованная таким образом работа позволила повысить уровень компетентности родителей в сфере развития творческих способностей дошкольников через декоративно прикладное творчество.
Проделанная работа позволяет сделать следующий вывод: повысились результаты за два года по следующим показателям: высокий уровень увеличился на 29 % (с 4 % до 33 %); средний уровень увеличился – на 15 % (с 37 % до 52 %); низкий уровень снизился на 44% (с 59 % до 15 %).
Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод: знакомство с народным декоративно – прикладным искусством в дошкольном возрасте это незаменимое средства развития творческих способностей детей. Созданные детьми работы дышат радостью и радуют взор красочностью. Дети научились рисовать несложные декоративные элементы. Могут самостоятельно построить геометрический и растительный орнамент. Используют в декоративной лепке конструктивный, комбинированный и пластический способ. Самостоятельно определяют последовательность выполнения несложных работ.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются участие моих воспитанников в конкурсах различного уровня
Позитивным опытом своей педагогической деятельности делюсь на педагогических советах, семинарах, РМО. Повышаю свой профессиональный уровень через участие в педагогических конкурсах различного уровня, имею публикации. Для определения уровня развития творческих способностей дошкольников посредством декоративно - прикладного творчества, руководствовалась педагогической диагностикой (мониторингом) по декоративно прикладному творчеству у детей старшего дошкольного возраста по И. А. Лыковой.
В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:
1. старшая группа – 27 детей (2015 – 2016гг);
2. подготовительная к школе группа – 27 детей (2016-2017гг).
Результат диагностики уровня
развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Уровни 2015 - 2016 гг. 2016 – 2017 гг.
Высокий 1 ч - 4 % (2015 - 2016 гг) 9 ч – 33 % (2016 – 2017 гг)
Средний 10 ч – 37 %(2015 - 2016 гг) 14 ч – 52 % (2016 – 2017 гг)
Низкий 16 ч – 59 %(2015 - 2016 гг) 4 ч – 15 % (2016 – 2017 гг)
Вывод: В результате проведенной итоговой диагностики выявлено повышение уровня развития творческих способностей у дошкольников: высокий уровень на 29% (с 4% до 33%, в связи с понижением низкого уровня средний уровень увеличился на 15 % (с 37% до 52%, низкий уровень снизился на 44% (с 59% до 15%).
Следовательно, в ходе целенаправленной и систематической работы прослеживается положительная динамика в развитие творческих способностей дошкольников посредством декоративно - прикладного творчества.