Тюлькина Светлана
Проект по развитию математических представлений «Сад, семья и я — втроём математику мы познаём»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию математических представлений
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с родителями (законными представителями) в вопросах развития математических представлений и способностей у дошкольников
Авторы: Тюлькина Светлана Николаевна
Смирнова Наталья Сергеевна
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в
Публикация «Проект по развитию математических представлений „Сад, семья и я — втроём математику мы познаём“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
Василий Александрович Сухомлинский
Мы живём в современном развивающемся мире. Жизнь, во всех её проявлениях, становится разнообразнее и сложнее. Она требует от нас не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению различных вопросов и задач.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития восприятия, внимания, памяти, логического мышления и воображения. Развитию этих способностей в большей мере способствует математическое развитие.
Одна из ключевых идей Концепции развития российского математического образования направлена на то, что в современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой компетентностью в математике, включая информатику.
Одно из условий по реализации данного направления деятельности является грамотное взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Ведь семья для ребенка это источник общественного опыта. И если мы хотим вырастить поколение способное испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию «математикой» и развитию математических представлений и способностей у дошкольников. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и математического развития ребенка в ДОУ и семье.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Законе «Об образовании в РФ», ФГОС ДО и др.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие направления взаимодействия: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми по вопросу математического развития (потребностей, способностей). К ним относятся опрос, тесты, анкетирование, составление портрета семьи(«Какие мы математики», «Моя семья и математика»); «почтовый ящик», где родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. К досуговым формам относятся: «Праздник числа», «В гостях у логики», «Путешествие в страну математики», телевикторина «Что? Где?Когда?», «Уроки смекалки и фантазии», «Вечер математических загадок» и др
Познавательные формы. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями по формированию у дошкольников элементарных математических представлений (далее ЭМП, формирование практических навыков воспитания детей «математикой», повышение психолого-педагогической культуры родителей. К этой форме относятся семинары-практикумы, викторины для родителей и т. д.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытая НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов НОД с детьми, организацию режимных моментов, прогулок в ДОУ, осуществлять совместную проектную деятельность и таким образом сочетать разные формы взаимодействия, направленные на развитие ЭМП.
Современные формы работы активного включения родителей в данное направление работы, позволят сообща сделать математику легкой, интересной забавой для ребенка, изящной игрой. И тогда математика войдет в жизнь детей естественно, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем.
Целью данной методической рекомендации является оказание помощи педагогическим работникам ДОУ в обеспечении информирования и вовлечения родителей (законных представителей) в орбиту педагогической деятельности по развитию математических представлений и способностей воспитанников.
Основные задачи:
1. Повышать математическое просвещение семьи и психолого-педагогическую компетентность родителей;
2. Взаимодействовать с родителями для изучения их семейной микросреды в рамках математического развития;
3. Использовать с родителями различные формы сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
4. Оказывать практическую и теоретическую помощь родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формировать умения и навыки практической работы с детьми;
5. Воспитывать уважения к детству и родительству;
Новизна представляемого в данных рекомендациях материала заключается в использовании новых форм отношений педагога с родителями: «сотрудничество» и «взаимодействие»
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
1. открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается (в контексте решаемых задач) его ребенок);
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании «математикой» детей;
3. создание активной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к математическому развитию личности в семье и детском коллективе;
Необходимо выделить основные условия для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей.
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ в рамках математического развития.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.
4. Совместное с взрослыми исследование и развитие математических потребностей и способностей ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества
Работая в данном направлении 1 год мы получили следующие результаты. Анкетирование родителей показало, что в результате внедрения новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированного подхода к семьям разного типа уровень теоретических знаний родителей, сформировались умения и навыки практической работы с детьми, увеличился по сравнению с началом учебного года на 30%.
А процент посещаемости родителями совместных мероприятий к концу учебного года составил 76%. В начале года совместные мероприятия посещали 50 % семей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Использование нетрадиционных форм работы с семьей по вопросу развития математических представлений и способностей у дошкольников позволит понятию «ребенок, не способный к математике» потерять смысл и исчезнуть из лексикона педагогов, родителей и общества.